Авторская программа кружка «В гостях у сказки», Багаевой Л.Г.,
воспитателя
«Детского дома – школы им.
С.И.Здоровцева».
Пояснительная записка.
Сегодня одной
из важных социальных задач является формирование будущего члена общества,
человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими творческими
проявлениями, знакомого с основами человеческой культуры, обладающими широкими
и разнообразными представлениями об искусстве, культуре, нравственности,
патриотизме, об окружающем мире.
Чтобы сделать
жизнь школьника увлекательной и разнообразной, чтобы приобщить его к литературе
и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям, для этого надо с
ранних лет приобщать его к сказкам.
Сказка – это
любимый жанр устного народного творчества не только у детей, но и у взрослых.
Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.
Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире,
безусловно, лечит. Именно сегодня к нему интуитивно тянуться люди. Перечитывают
и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах. Для
того, чтобы заново открыть то, что в глубине души известно.
Сказкотерапию применяют в работе с агрессивными и тревожными детьми.
Сказкотерапия - это лечение сказками,
это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в
реальной жизни, это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе
взаимоотношения в нём, это процесс образование связи между сказочными событиями и поведением в жизни, это процесс объективизации проблемных ситуаций.
В сказке никто
не учит ребёнка « жить правильно». События сказочной истории естественно и
логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и
усваивает причинно – следственные
связи, существующие в этом мире.
Цель
программы:
Гармоничное
развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, развитие его
художественно – творческих умений, нравственное становление личности.
Задачи:
1.
Развивать и реализовывать творческие возможности детей.
2.
Развивать познавательную сферу ( мышление, речь,
память, воображение).
3.
Воспитывать культуру речи, формировать навыки дикции.
4.
Развивать умение действовать словом, вызывать отклик
окружающих, влиять на эмоциональное состояние.
5.
Формировать умения детей взаимодействовать друг с
другом в реальной жизни, с уважением относится
к личности товарища.
6.
Воспитывать у детей чувство гордости, любви и уважение
к малой Родине.
7.
Формировать гражданско – патриотическую позицию.
8.
Воспитывать любовь в братьям нашим меньшим.
9.
Помочь детям справляться с вредными привычками.
Основные направления программы:
·
Познавательная деятельность.
·
Предполагает чтение, слушанье сказок, их
последующий анализ.
·
Узнавать виды и жанры сказок.
Форма проведения занятий:
1.
Знакомство со сказкой.
2.
Анализ.
3.
Высказывание школьников о том, как бы они поступили на
месте героев.
4.
Инсценировка сказок по ролям.
5.
Экскурсии по значимым местам нашего края.
6.
Встречи в музыкальной гостиной.
7.
Работа ребят во дворе детского дома по посадке
деревьев.
8.
Художественное оформление сказок.
Ожидаемый результат:
·
Раскрытие творческих способностей детей
( интонационное проговаривание,
эмоциональный настрой, навыки имитации).
·
Развитие психологических процессов
( мышление, речь, память,
воображение).
·
Развитие личностных качеств
( дружеские, партнёрские
взаимоотношения; коммуникативные навыки).
Режим
работы кружка:
2 часа в месяц, 18 часов в учебный год.
Группа 12
человек.
Возраст: 7 -10лет.
Учебно-тематический план.
№ п\п
|
Тема
|
Количество часов
|
Форма работы
|
I раздел - Экологический
|
|||
1.
|
Экологическая
сказка Багаевой Л.Г. «Петя и Верк».
|
2
|
Чтение
произведения.
Подготовиться к спектаклю. Раздать роли.
|
2.
|
Показ сказки Л.Г.Багаевой «Петя
и Верк» детям из других групп
|
2
|
Инсценировка
спектакля по сказке Л.Г.Багаевой «Петя и Верк»
|
3.
|
Багаева Л.Г. «Злое солнце».
|
2
|
Чтение сказки.
|
4.
|
Экскурсия на
Лебединое озеро.
|
2
|
Экскурсия на Лебединое озеро.
|
5.
|
«Лебединая верность».
|
2
|
Чтение сказки
«Лебединая верность». Беседа.
|
6
|
Экскурсия по городу.
|
2
|
Экскурсия.
|
II раздел – Эстетический
|
|||
7
|
Знакомство
со сказкой Лидии Гиоргиевны Багаевой «Красные туфельки».
|
2
|
Познакомить
со сказкой Л.Г.Багаевой «Красные туфельки». Создать условия для развития в
детях бережливости, доброты, скромности. Раздать роли к сказке.
|
8
|
Спектакль
«Красные
туфельки».
Викторина по
сказкам Л.Г.Багаевой.
|
2
|
Инсценировка спектакля «Красные туфельки». Проведение
викторины по рисункам к сказкам Лидии
Багаевой.
|
9
|
Музыкальная
гостиная.
|
2
|
Создать
условия для слушания и пения песен о зиме. Выучить слова новой песни о зиме.
Объяснить детям важность пения для здоровья.
|
III раздел - Краеведение
|
|||
10
|
Сказка
Л.Г.
Багаевой «Лотос».
|
2
|
Чтение сказки. Лидии Багаевой. «Лотос».
Нарисовать лотос.
|
11
|
«Астра – дочь
хана»
Л.Г. Багаевой.
|
2
|
Чтение сказки Лидии Багаевой «Астра –
ханская дочь »
Беседа.
|
12
|
Сказки Лидии
Багаевой «Чилимка», «Полынь» .
|
2
|
Чтение сказкок Лидии Багаевой « Чилимка», «
Полынь » « Наказание Волги». Беседа.
|
IVраздел – патриотический
|
|||
13
|
Повесть Л.Г.
Багаевой «Дедушкин вещмешок».
|
2
|
Чтение
повести « Дедушкин вещмешок» Лидии Багаевой. Напомнить детям военные
песни.
|
14
|
Музыкальная
гостиная «Никто не забыт, ничто не
забыто».
|
2
|
Пение песен Великой Отечественной войны.
|
V раздел - здоровый
образ жизни
|
|||
15
|
Сказка Л.Г.
Багаевой «Сказ про Ивана богатыря».
|
2
|
Чтение сказки Лидии Багаевой: «Сказ про
Ивана богатыря». Беседе.
|
16
|
Сказка Л.Г.
Багаевой «Пристань надежды»
|
2
|
Чтение сказки Лидии Багаевой « Пристань
надежды». Беседа.
|
17
|
Музыкальная гостиная.
|
2
|
Постановка
оперного спектакля по сказкам Лидии Багаевой «Вредные
привычки».
|
18
|
Л. Г. Багаева
«Фея Зимы»
|
2
|
Чтение сказки Лидии Багаевой «Фея Зимы». Беседа.
|
19
|
Экскурсия по
городу.
|
2
|
Экскурсия.
|
Содержание
программы.
1. Экологическая
сказка Багаевой Лидии « Петя и
Верк». Знакомство со сказкой. Предоставить возможность сами высказаться о пагубной проблеме вырубки лесов. Надо ли
потом озеленять вырубленные места. Подготовиться к инсценировке сказки.
2. Показ сказки Лидии Багаевой « Петя и Верк». После
спектакля всем спуститься во двор детского дома и посадить деревья.
3. Сказка
Лидии Багаевой « Злое солнце». После знакомство со сказкой провести беседу о
пользе и вреде солнца.
4.Экскурсия на
Лебединое озеро.
5. Сказка
Лидии Багаевой « Лебединая верность».Знакомство со сказкой. Беседа на тему
верности даже у птиц. Попросить детей привести примеры верности и преданности в
любви.
6. Экскурсия по
городу. Обратить внимание детей какие деревья посажены в нашем городе, как за
ними ухаживают садовники. После экскурсии подойти к своим деревьям и полить.
?. Эстетическая
сказка Лидии Багаевой
« Красные туфельки». Знакомство со сказкой. Обратить внимание детей на
бережливость, скромность героини. Раздать роли к спектаклю сказки.
8. Спектакль
по сказке Лидии Багаевой « Красные туфельки».
9. Музыкальная
гостиная. Слушанье и пение знакомых песен о зиме, о ёлке, которая приходит к
нам на праздник. О сказочных героях.
10 Сказка
Лидии Багаевой « Лотос». Знакомство со сказкой, рассказать детям о полезных
свойствах лотоса. Нарисовать лотос.
11. Сказка
Лидии Багаевой « Астра – ханская дочь».
Знакомство со сказкой. Попросить вспомнить
красивые места в нашем городе. Пение песен об Астрахани.
12.Сказки
Лидии Багаевой « Чилимка», « Полынь», «Наказание Волги». Рассказ детей о том,
какие деревья растут в нашем городе.
13. Повесть
Лидии Багаевой « Дедушкин вещмешок». Знакомство с повестью. Напомнить детям военные
песни.
14. Музыкальная
гостиная. Слушание песен Великой Отечественной войны. Исполнение знакомых военных песен.
15. Сказка Лидии Багаевой « Сказ про Ивана
богатыря». Беседа о том, как спорт закаляет и помогает в жизни.
16. Сказка
Лидии Багаевой « Пристань надежды». Знакомство со сказкой. Беседа о пагубном
влиянии наркотиков и как воспитывать волевые качества в борьбе с этим злом.
17.Музыкальная
гостиная. Постановка оперного спектакля по сказкам Лидии Багаевой « Вредные
привычки».
18. Сказка Лидии Багаевой « Фея зимы». Знакомство со сказкой. Беседа о вкусной и
здоровой пище.
19.Экскурсия
по городу. Показать детям процесс изготовления хлеба на хлебозаводе им.
Лемисова. Учить детей бережному отношению к хлебу.
Использованная
литература.
Багаева
Л, Волшебный сундучок добра и желаний, 1 – я часть. Русские богатыри,
Астрахань, Триада , 2005.
Багаева, Л. Волшебный сундучок добра и
желаний, 2 –я часть, Мир вашему дому,
Астрахань, Триада , 2005 .
Багаева
Л. Волшебный сундучок добра и желаний ,
3 –я часть, Астрахань и астраханцы , Астрахань, Триада ,
2006.
Багаева. Л. Волшебный сундучок добра и желаний , 4 –я часть,
В гостях у Матушки Природы, Астрахань, Триада , 2006 .
Багаева.
Л. . Построй храм в душе своей, Астрахань, ИП Фетисова В.В., 2010
Зинкевич –
Естигнеева Т.Д. Путь к волшебству.- М.
Златоуст, 1998.
.Фесюкова Л.Б.. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий