четверг, 21 февраля 2013 г.

Внеклассное занятие «Курильщик- сам себе могильщик».


Внеклассное занятие   «Курильщик- сам себе могильщик».
Пиминова А.А., воспитатель ГБОУ АО «Травинская СКШИ VIII вида»
 Все пороки от безделья                                                                                                                
Народная поговорка
Цели:
  • Формирование осознанного негативного отношения  к курению;
  • Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
  • Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
1. Игра на знакомство.
Цель: создание доброжелательной, непринуждённой обстановки.
Детям предлагается назвать своё имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.
Учащимся предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку:
2. Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Курить – здоровью вредить.
II. Введение в тему
О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.
Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России", проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации и столичным Центром по профилактике и лечению табакокурения), показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.
Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14. 
К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.
 
Игра: «Ассоциации на слово «курильщик».
Цель: сформировать негативное отношение к курению.
Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т.д.)
– Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (Ответы детей).
– А теперь немного из истории курения.
Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры.
Курили индейцы в Америке, индусы в Индии, японцы, корейцы и т.д.
Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки.
Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний.
Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. В знак приветствия и выражения дружбы они стали угощать Колумба и его матросов табаком.
Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли.
Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии.
К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы.
Особенное распространение получило курение табака при Алексее Михайловиче, он повелел продавать табак в царёвых лавках с пользой для казны.
Большому распространению курения на Руси способствовал Пётр 1, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии. Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками. Теперь приходится бороться с этим злом. Так 15 ноября – назван международным днём отказа от курения.
 Основная часть
Упражнение на классификацию.
На доске пишутся слова: МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.
Задание:№1 Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.
Задание: №2 Какие качества мешают укреплению здоровья.
– А теперь обсудим несколько ситуаций.
  • “Младший” просит у “старшего” закурить; “старший” должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть).
  • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: “Закуривай!”. Твоя реакция... (Ответы-размышления).)
Мы знаем, что курение наносит вред нашему здоровью. Но тем не менее, поддаёмся давлению курящих людей, рекламе. В каких ситуациях у человека возникает желание закурить? (Ответы детей)
  • Давление со стороны сверстников, рекламы;
  • Подражание кумиру;
  • Располагающая обстановка;
  • Курящая компания;
  • Успокоительное средство, снятие стресса.
Из выше сказанного можно сделать вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить своё здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других.
Игра: Кто назовет (напишет) больше марок сигарет. В конце объявляется – победитель тот, кто назовет меньшее число марок сигарет.
 Подсчитать, что можно купить на деньги, расходуемые курильщиков на сигареты.
Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
– А почему стариком не будешь?
– Потому, что до старости не доживёшь.
– А почему собака не укусит?
– Так с палкой ведь ходить будешь.
– А почему вор в дом не залезет?
– Потому что всю ночь будешь кашлять…
– Нет такого органа, который бы не поражался табаком. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, – ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Некоторые считают, что сигарета придает девушки элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность. 
Из-за курения происходит ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения. Курение способствует заболеванию раком лёгких, гортани, ротовой полости, пищевода, поджелудочной железы, почек.
Давайте, сравним здорового и курящего человека.
 (Ответы детей)
– А теперь проведём небольшой опыт.
Оборудование опыта:
  • Пластиковая бутылка с крышкой.
  • Резиновая трубка длиной 5 см
  • Ватные шарики
  • Пластилин
  • Сигарета, лучше без фильтра.
  • Спички.
В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. На дно бутылки положить ватные шарики.
Демонстрационный прибор готов.
Сжав бутылку, выдавив из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начинает дымиться.
 
«Выкурив» таким образом, сигарету, обратите внимание, что вата изменила цвет, концы трубки стали коричневатыми.
 
Как, по-вашему, мнению, выглядят лёгкие курильщика?
 
Подумайте, почему вы больше кашляете в комнате, в которой курят?
 
Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих.
Игра:  собери картинку и ответь на вопрос, на какие внутренние органы влияет курение?
(Разрезные картинки внутренних органов).
Заключительная часть.
Советы тем, кто не курит:
  • Избегай курящих компаний;
  • Объединяйся с теми, кто не курит;
  • Необращай внимание на предложение закурить;
  • Или решил бросить курить:
  • Нужно больше пить жидкостей (соки, чай с лимоном, и т. д.)
  • Съедать ложку мёда – помогает печени очистить организм от вредных веществ;
  • Занимайся физкультурой;
  • Воздержись от курящих компаний.
– Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, был ли полезен наш разговор? Что он вам дал? (Ответы детей)
И закончим занятие словами китайского мудреца Лао-То: «Тот, кто может победить другого, – силён, тот, кто побеждает самого себя, – воистину 

«Экспериментальная студия» Является ли вода лучшей основой для разведения красок.


«Экспериментальная студия»
Является ли вода лучшей основой
для разведения красок.

Жигульская С.Е., воспитатель ГБОУ  АО Травинская СКШИ VIII вида»



Цель: Продолжать знакомить детей с разными жидкими составами для разведения красок (вода, молоко, натуральный сок) и разными фактурными материалами (лист бумаги, салфетка, ткань) белого цвета.
Совершенствовать умение детей формировать свои высказывания с использованием научных выражений для описания опытов.
Закреплять навыки рисования красками, используя один цвет и его оттенки. Воспитывать познавательный интерес к художественному искусству.

Оборудование: акварельные краски , кисти, одноразовые стаканчики, бумага, салфетки, ткань белого цвета, по 200 мл воды, молока, натурального сока.
План: Сегодня мы будем заниматься опытами. Мы должны ответить на вопрос :
«Является ли вода лучшей жидкой основой?»
Для этого мы должны провести ряд опытов.

Опыт №1
Жидкие основы

Цель:
обследование жидких основ                               Коррекция зрительного                   
(вода, молоко, сок)- цвет, запах,                         восприятия и вкусового                    
вкус, где применяются.                                       ощущения на основе пробы                    
У каждого ученика стоят по 3                            на основе пробы образцов                   
одноразовых стаканчика с молоком,                  на вкус и визуального                    
                                                                               рассмотрения.
Подведение итогов, анализ.

Опыт №2
Фактурные основы.
Фактура — состав материала. По очереди показываю лист бумаги, салфетку, ткань.
Какого они цвета?                                          Коррекция цветовосприятия и
Все они одного цвета?                                   тактильного ощущения на основе
Предлагаю карту образцов,                           визуального сравнения и
фактурных образцов.                                     механического обследования руками
Все они одного цвета?                                   образцов.
Да, но разного оттенка.
Сейчас мы с вами выясним,
что у каждого цвета есть множество
оттенков. Все это должны заполнить ,
мы к этому вернемся в конце
занятия. Обследование образцов.

Цель:
Установить цветовую гамму оттенков, состав фактурных основ (гладкая, шершавая, мягкая).
Подведение итогов, анализ.

Опят №3
Испытание водой, молоком, соком.
Работаем с картой образцов фактурных основ.

Наносим по одной капли воды кистью.                            
                         
Бумага
Салфетка
Ткань
Изменила не много форму поверхности, капля растеклась.
Изменила поверхность, впитала каплю и увеличила пятно от капли.
Не изменилась поверхность, капля впиталась того же размера.


Наносим каплю молоком.

Бумага
Салфетка
Ткань
Не изменила цвет, капля растеклась
Не изменилось, впиталось
Немного изменила цвет, впиталась очень медленно .

Наносим каплю соком.

Бумага
Салфетка
Ткань
Изменила цвет, стала жесткая
Изменила цвет, впиталась
Изменила цвет, быстро впиталась

Подведение итогов, анализ.

Опыт №4
Разведение красок.
Наблюдаем изменения.

Консистенции и цвета красок.



Вода
Молоко
Сок
Краски
Краски прозрачные, сохранили цвет
Краски стали мутными
Краски стали ярче, но не равномерными

Подведение итогов, анализ.
Вывод: лучшей жидкой основой является вода.

 Опыт №5
Рисунок одного цвета.                                           Коррекция внимания,
Из результатов  опыта №2 мы узнали, что          цветовосприятия и мелкой
цвет имеет множество оттенков.                          моторики рук на основе
Задание №1                                                             центрации и нахождения
Найдите комнатный цветок с разными                заданного предмета, сравнения
оттенками одного цвета. Назовите его.                цветовых оттенков, выполнения
(щучий хвост)                                                         рисунка.
Задание №2
рассмотрите этот нарисованный цветок.
Сколько цветов использовано ?
Сколько оттенков, назовите их?
(малиновый, красный, розовый)
Я предлагаю вам нарисовать цветок,
используя один цвет и 3 его оттенка.
Используем шаговый метод:
Шаг 1: рисуем серединку цветка яркими
оттенками.
Шаг 2: светлым оттенком закрашиваем все
лепестки целиком .
Шаг 3: более темными оттенком
закрашиваем лепестки до середины.

Обсуждение детских работ. Подведение итогов. Анализ. С заданием справились все. Расскажите  кому и где было трудно. Детские высказывания о проделанной работе.

Вечер патриотической песни


                                                         Вечер патриотической песни
             Попова Р.А., Поротникова В.В, воспитатели  ГБОУ АО «Детский дом  № 1»                                                                               

 В Детском доме №1 сложилась стройная система патриотического воспитания. Еженедельно в группах проводятся мероприятия, направленные на формирование уважения к людям старшего поколения, спасшим мир от «коричневой чумы»

 Цель: Воспитывать чувство гордости  за солдата освободителя, свою Родину,  уважение к старшему поколению, вынесшему на своих плечах все тяготы войны.
     Ведущий:
     Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем праздник солдатской песни. Ведь песня — это верная подруга и помощница человека. Она вселяет бодрость, будит в сердцах отвагу, воодушевляет на подвиг, учит любить Родину. А что такое любовь к Родине? Понятие о любви к Отечеству ну и, конечно, девушке и жене в разных странах всегда включало в себя некое чувство ответственности. Я имею в виду готовность защищать то, что ты любишь, если надо, защищать с оружием в руках.
     К сожалению, последнее время нам нередко доводится  слышать тех, кто унижает роль защитника Родины, кто пытается переписать всю историю России. Но мы по-прежнему  любим нашего воина. Ибо воин- это лучший из нас. Это человек чести. Кто главный герой русских былин? Он — солдат -богатырь! О ком сложено множество песен, сказок, пословиц, поговорок? О том, кто «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит так, что пальчики оближешь!
      Много было сложено песен о доблести и славе русского оружия. Все мы помним великие сражения на Куликовом поле, Полтавское  и Бородинское  сражения. На этих полях трижды решалась судьба Отечества.
 Шел боец наш по земле,
Изувеченной войною,-
И пожары день и ночь
Полыхали за спиною.
С той минуты, с той поры,
Как с семьей он разлучился,
Разучился петь солдат,
Улыбаться разучился.

 Из ручьев и разных рек
Он успел хватить немало,
Только горькая вода
жажду все ж не утоляла,
И тогда сказал солдат:
«Это дело не годится,
Разреши к тебе, Земля,
Мне, солдату, обратиться.

Ты ответь, моя Земля,
Ты скажи хотя бы слово:
Где находится оно,
Наше поле Куликово,
Где заветная межа,
Где та самая граница,
Где с врагом своим сполна
Я сумел бы расплатиться?»

Перед ним лежал простор
Без конца и без начала,
И родимая Земля
Так солдату отвечала:
«Ты воюй, солдат, с умом,
Ты громи врага толково.
Там, где ты сейчас стоишь,
Там и поле Куликово!»

       Ведущий:
       Вспомним Великую Отечественную войну. Песни старшего поколения. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но сколько они сделали для Победы нашего народа- ваших дедушек и бабушек... В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена -все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.
    Начало   июня 41 года, еще ничто не предвещает войну.
(Звучит Предвоенный вальс. На экране поля, Брестская крепость )
       22 июня 1941 года  ровно в 4 часа утра немецко-фашистские захватчики ,без объявления войны, напали на нашу Родину! Буквально на третий  день войны  зазвучала песня                                        «Священная война». Это была песня призыв, песня- агитатор
 (Звучит песня  «Священная война» на экране плакат «Родина -мать зовет», картины первых дней войны)
         Сколько же было создано в военные годы  песен о любви, о разлуке, о верности! Они пелись  бойцами в землянках, в лесу у костра, от них становилось теплее, от них  утихала боль разлуки. Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне! 
 (Звучит песня «На позиции девушка  провожала бойца». Кадры проводов на фронт )

На позицию девушка
 Провожала бойца.
Темной ночью простилась
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк
На окошке на девичьем
Все горел огонек.

Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты мой огонёк?»

И подруга далёкая
Парню весточку шлет,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Все что было загадано,
Все исполнится в срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.

И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего,
От её письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк
За Советскую Родину,
За родной огонёк.
  
          Ведущий:
          В августе 1941 года композитор Соловьёв-Седой услышал мелодию. Она доносилась с минного заградителя, стоявшего на рейде , в порту. Это были чарующие звуки русского баяна. И ему захотелось написать песню о моряках, уходящих в поход. Сначала родилась музыка, а потом поэт А.Чуркин соединил с ней стихи...
          Получилась песня. Соловьёв-Седой познакомил с ней своих друзей, те забраковали: «Слишком тиха да спокойна для грозной военной поры». Через год с группой артистов Соловьёв -Седой приехал на Калининский фронт. В солдатской землянке бойцы попросили его спеть что-  нибудь  «Для души», и он вспомнил о той песне. «Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать — рассказывал композитор — Я почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь»
         Песня Соловьева- Седого была вскоре исполнена по московскому радио и стала одной из любимейших в народе.
Споемте друзья, ведь завтра в поход,
Уйдем в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
              Припев:
          Прощай любимый город!
          Уходим завтра в море.
          И ранней порой мелькнет за кормой
          Знакомый платок голубой.
А вечер опять  хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
             Припев: (тот же)
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян.
             Припев (тот же)
        Ведущий:
        Регулярные войска сражались в поле, а вот гражданские люди, те, кто не имел отношения к военной профессии, собирались в отряды, нередко вынуждены были скрываться в непроходимых лесах, болотах, уходить в горы
        С самого начала великой Отечественной войны на оккупированных территориях наши патриоты развернули борьбу с захватчиками. О нормальном питании приходилось только мечтать. На привале и в пути партизан согревала лишь добрая песня, дружеская поддержка и вера в победу. В это время поет Сафронов и композитор Кац написали песню
«Шумел сурово брянский лес»

Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли,
Как шли на битву партизаны.

Тропою тайной меж берёз
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нес
Винто...
Винтовку с пулями литыми.

И грозной ночью на врагов,
На штаб фашистский налетели,
И пули звонко меж стволов
В дубра..
В дубравах брянских засвистели

В лесах врагам спасенья нет.
Летят советские гранаты,
И командир кричит им в след:
-Громи, громи захватчиков, ребята.

Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест
Как шли,
Как шли с победой партизаны.
(На экране демонстрируются кадры о  подвигах партизан )
            Ведущий:
           9 января 1942 года наши солдаты под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление, У немцев   горела земля под ногами там шла партизанская война. Да нам было что защищать. Мы не собирались сдаваться. Наши композиторы слагали песни, а народ пел их. В нотах тех песен не было уныния или страха смерти. В них жили удивительные чувства- вера, надежда, любовь.
Бьётся в тёплой печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти не легко
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной Землянке тепло
От моей негасимой любви
(Песня звучит на фоне кадров победы по Сталинградом). 
         Ведущий:
Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывет тишина.
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война...
            Давно отгремели  залпы орудий, но война еще напоминает о себе
(Кадры о наступлении) Звучит песня «Алексей, Алешинька, сынок»
            Весна 45 года. Наши воины- освободители возвращаются в родные края, но не все их ждала радостная встреча. (На экране руины сел и городов) Звучит песня «Враги сожгли родную хату».
            Мужчина — это смелость, воля и мужество. Недаром слова «мужчина» и «мужество» - близки и созвучны.
            Мужчина- это великодушие и благородство. Испокон веков мужским достоянием были мужская отвага и честь. Много людей погибло в Великую Отечественную. Кадры Мамаева кургана, мемориала на Поклонной горе, могила неизвестного солдата.
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»
  Солдаты великой войны защищали мир и надеялись, что на Земле мир будет вечно.
Но снова приказы:
Ни шагу назад,
И дети  в «горячие точки» спешат.
(Звучит песня из кинофильма «Освобождение» «Последний бой») Эта песня одна из любимых песен парней, которые воевали в Афганистане, Чечне.
 Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по- пластунски пропахали,
И завтра, завтра наконец последний бой.
           Припев: Ещё немного, ещё чуть-чуть.
                          Последний бой — он трудный самый,
                          А я в Россию, домой хочу,
                          Я так давно не видел маму.
Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев.
Четвертый год соленый пот и кровь рекой,-
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться.
А мне б до Родины дотронуться рукой.
            Припев тот же.
В последний раз сойдёмся завтра в рукопашной.
В последний раз России сможем послужить.
А за неё и помереть совсем не страшно,
Хоть каждый все- таки надеется дожить.
             Припев тот же
Звучит «Реквием» Р. Рождественского.
После дети по очереди называют имена астраханцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Зажигают поминальные свечи. Объявляется минута молчания. После звучит песня из кинофильма «Офицеры» «Нет в России семьи такой»
            Ведущий:
У песен есть счастливая черта:
Они добры. И, так или иначе,
Ты, слыша их, становишься богаче,
В твоих  очах- их свет и доброта.
Наша встреча подошла к концу. Но песня остается с человеком, песня- верный друг наш навсегда. До свиданья. до новых встреч!