Семья и быт
ГоловачёваВ.М., воспитатель ГБОУ АО «Травинская СКШИ».
Цели занятия:
1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних
социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их
реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе
бытовые отношения.
2.Довести до понимания учащихся значимость
культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению.
3.Продолжить формирование умений работать с
первоисточником, формирование навыков работать с компьютером (представление
собственных презентаций)
Задачи для учащихся:
1.Расширить знания о семье, как основном институте
общества,
2.Научиться делать важные записи в ходе изучения
нового материала
Ход занятия:
Организационный момент
Изучение новой темы по плану:
1.Семья и её функции.
2.Брак и развод.3.Семья в современном обществе
4.Бытовые отношения
1.Семья и её функции.
1)Семья, что это такое? (ответы)
Семья- это объединение людей, связанные между собой кровным родством,
браком, и взаимной ответственностью.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов
существования семьи:
Вступление брака 2.Начало
деторождения 3.Рождение
Дата регистрации брака рождение первого последнего
Ребёнка ребёнка
Образование семьи 4.Вступление в
брак 5.Смерть одного из супругов
Где регистрируется брак? И выделение из семьи
Последнего ребёнка
Прекращение существования семьи
ЗАГС
По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные.
Наименование функции
Функции семьи:
Воспитательная- воспитание детей Биологическое
воспроизводство населения
Хозяйственная (хозяйственно- бытовая) Ведение домашнего
хозяйства, уход за детьми
Экономическая
престарелыми родителями
Социально-статусная
Материальная поддержка несовершеннолетних
И
нетрудоспособных членов семьи
Представление определённого социального статуса члена семьи, воспроизводство социальной
структуры общества.
Досуговая
Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов
членов семьи.
2.Брак и развод.
Брак- это семейный союз мужчины и женщины,
порождающий их права и обязательности по отношению друг к другу и детям.
В настоящее время различаю три вида брака
Наименование видов Характеристика браков
Юридический брак Добровольный союз
женщины и мужчины, заключённый с
Гражданский
брак
соблюдением определённых правил, установленных законом
Церковный брак Это
длительное открытое совместное проживание мужчины и
женщины в не зарегистрированном
на законных основаниях
браке, даже
если они ведут совместное хозяйство и воспитываю общих детей.
Это брак, который в России не влечёт юридических
последствий с точки зрения государства и регулирует только нормами
внутрицерковного права.
Практическая работа извлечение из Семейного кодекса
РФ- Раздел 2 Заключение и прекращение брака (статьи 10-14)
Задание 1: Определите
позитивные условия вступления в брак.
Задание 2: Определите негативные условия вступления в
брак.
Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим
права и обязанности родителей по воспитанию детей.
Решение задач: «Права и обязанности родителей»
Задача 1:Гражданин Д. обратился в суд с иском, об
освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака.
Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом училище, материально обеспечена. Он же на
своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного возраста, а зарабаток в месяц составляет в среднем 5000 рублей. Основательны ли требования Д.?
Предполагаемый
ответ: Требования
гражданина Д.не основательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или
освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства
или общественной организации. Дочь же истца Д. – учащаяся ПТУ, и не находится
на полном государственном обеспечении.
Задача
№2:Гражданин
Р. уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к
уголовной ответственности. Когда дети выросли, а Р. Стал престарелым. То
обратился в суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе
ли суд отказать ему в заявлении?
Предполагаемый
ответ: Вправе. Согласно
Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию
своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от
выполнения родительских прав, суд обязан отказать в иске о взыскании алиментов
с детей.
И в первой и во второй задаче речь шла о разводе.
Как вы думаете, почему люди разводятся?
3.Семья
в современном обществе.
В современном обществе семья переживает качественные
изменения. В старой традиционной семье роли супругов были четко разграничены.
Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой,
на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.
В советский период истории жена в семье нашей страны
становится равноправным кормильцем семьи, как и муж. Она идет работать на производство,
добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой
образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей
общественной деятельности. Женщина – руководитель, женщина – депутат.
Равноправие
мужчин и женщин на производстве и в обществе повлияло на характер
распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности
выполняются совместно или по очереди, а так же женщина в семье берет на себя
функции распоряжения финансами семьи.
В России 19 начала 20 веков распространены были 3-х
поколенные семьи, где жили дети, их родители и родители родителей. Сегодня
таких семей мало. Взрослые дети, создавая собственные семьи, предпочитают жить
и вести хозяйство отдельно от родителей.
В многопоколенной семье старшее поколение выполняло часть семейных
обязанностей, например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. Поэтому в
семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из
причин, что семьи были многодетными.
Отделившиеся современные семьи имеют 2-х или одного ребенка. (Идет снижение
рождаемости.) получается так, что из -за стремления современных людей к
карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени,
а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате
доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением
родителей и детей.
4.
Бытовые отношения.
Работа со словарем. Что такое БЫТ?
БЫТ-
это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как
удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище,
поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых,
развлечения.
Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена,
старшая дочь)
Диалог после ужина:
-муж (отец)
Спасибо за вкусный ужин.
-дочь мне
тоже очень понравилось
-жена (мать)Я
рада, что вам понравилось. Но, кто
сегодня будет мыть посуду?
-муж: Точно
не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его
за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.
-дочь: Я тоже занята. Потому что мне надо
приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому
выучить новые слова, по истории сделать сообщение и еще надо позаниматься с
тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Мать: Посуду мыть мне?
Отец:
Ты жена и мыть посуду –это женская обязанность
в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?
Дочь:
Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность – это хорошая учеба в школе,
чтобы успешно сдать экзамены.
Мать:
Относительно хорошей
успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов
утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине,
приношу их домой и поддерживаю дома порядок.
Отец:
Бездельников
среди нас нет. Кристина учиться в школе, я и
ты работаем на производстве,
Обсуждение детьми:
Задания
и вопросы:1.Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья
тратит нерационально время на организацию домашних дел.) жена (мать) устаёт от
перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому.
Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница
занята только учебой).
3.Нужно ли
привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? (приготовление обеда
или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. д, то что посильно
физическому развитию ребенка. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает
членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в
целом.
4.Предположите,
как могла эта сцена завершиться иначе. (А) муж вымыл посуду сам. А взрослая
дочь по-прежнему будет заниматься только учебой.
Надо: организовать собрание семьи и распределить
обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для
совместного отдыха: походы в кино, театр ,экскурсии в музеи и выставочные залы
и просто освобождается время для духовного и физического совершенствования всех
членов семьи.)
Известны
ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и
времени, на удовлетворение бытовых потребностей?
(современная бытовая техника, пользование услугами комбинатов бытового
обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение
полуфабрикатов для приготовление пищи.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение,
освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных
центров: театров, кино, выставок, а так же повышение профессионального уровня.
Введем еще одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.
КУЛЬТУРА
ТОПОСА – это культура нашего места жительства.
(просмотр фотографий, на которых дома, квартиры,
подъезды находятся в идеальной чистоте) приятно находится в таких помещениях.
Просмотр фотографий из газеты, где запечатлены
надписи на заборах и подъездах.
Воспитатель:Мир
вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и
нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом
с домом, в котором живешь, бережного отношения к установленным в парке
скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые
руки.
Считаю занятие интересным,насыщенным с использованием инновационных технологий( собственных презентаций), соблюдены принципы коррекционной направленности, прослеживается дозированность,продуктивность информации, занятие дает детям активизировать свои знания в сфере семьи и быта.
ОтветитьУдалитьзанятие способствует развитию конструктивного разрешения семейных конфликтов,подчеркивает значение гармоничных отношений в браке раскрывая воспитательную и хозяйственно-бытовую функцию семьи.Необходимо отметить актуальность данной проблемы среди воспитанников интернатного типа.
ОтветитьУдалитьЗанятие интересное, содержательное, четко поставлены и соблюдены все цели. Занятие знакомит с функциями семьи и особенности их реализации в современном обществе. Желаю дальнейших творческих успехов!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Валентина Муратовна! Мне очень понравилось ваше занятие! Оно содержательное с интересными заданиями.Занятие дает детям активизировать свои знания в сфере семьи и быта, раскрывая воспитательную и хозяйственно-бытовую функцию семьи. Желаю Вам дальнейшего развития, творческого потенциала, и актуализации стремлений к их реализации.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Отличное воспитательное занятие. Считаю что перед воспитателем стояли четкие цели, которые она достигла с помощью интересных заданий. Занятие соответствовало возрасту воспитанников. Занятие насыщенное, содержательное, беру себе на заметку.
ОтветитьУдалитьЗанятие широко освещает аспекты семейной жизни ,давая информацию о быте выпускникам. Готовили к самостоятельной жизни ,быть уверенными в будущем,к реальным проблемам,тем самым дали психологическую поддержку.
ОтветитьУдалитьЗанятие закрепило у воспитанников представление о семье, бытовых отношениях ,о подготовке их к самостоятельному выбору в жизни ,что акктуально для воспитанников Спасибо Берём на заметку.
ОтветитьУдалить