Коррекционное занятие по формированию элементарных
математических представлений с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости
Бикламбетова Г.Н., учитель- дефектолог ГКСУСО АО
«Разночиновский детский дом интернат
для умственно-отсталых детей»
В работе с ребенком
учитываются нарушения связной речи
(полное отсутствие речи). Развитие ребенка возможно при помощи совокупности
нескольких условий.
1.
Состояния здоровья (биологический фактор
развития), обеспечение возможности развиваться в соответствии с возрастом, но этого не достаточно.
2.
Социально- педагогическая среда:
организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для
эмоционального развития.
3.
Двигательная, познавательная, речевая
активность ребенка.
Метод обучения: индивидуальные
особенности детей. Воспитанники, наблюдая предметы, выделяют в них форму,
когда знают их словесное обозначение,
выполняют игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, по
словесной инструкции, по подражанию
действий (много).
На этом занятии ведется работа над речью. У ребенка воспитывется умение
пользоваться словами «много» и «один», согласовываются числительное «один» в
роде, числе и падеже.
На первых порах дети пользуются простыми
предложениями (мишек – много, неваляшек – одна). Стараюсь учить детей соединять
два простых предложения в сложное (Мишек
много, а неваляшка одна. Много неваляшек, а мишка один). Аналогичные упражнения проводятся и вне
занятий, на прогулке. Задаётся вопрос, например: «Чего много на стене?»,
«Сколько скамеек?» (много скамеек).
Большое внимание необходимо уделять
развитию у ребенка способности выделять и называть признаки, общее для всех
предметов группы, а также признаки, являющиеся общими только для какой-то ее
части, наличие умений выделять качественные признаки предметов позволит перейти
к анализу количественных отношений между ними.
Тема
занятия: Знакомство с понятиями «один»- «много». Сравнение
совокупности предметов по
количеству.
2. Игра «Кто пришел первым?»
3. Игра «Поезд».
4. Игра «Всем ли хватит места».
5. Игра «Медведь и пчелы».
Цели: Развивать умение выделять отдельные предметы
из группы и составлять группу из
отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями: «много» и «один»,
развивать умение ориентироваться в игровой комнате.
Материал:
развивающие игровые зоны.
Задачи:
Образовательная: формировать пространственные представления
(влево, право, вверх, вниз, над, под) Развивать представления о совокупности
предметов по количеству.
Коррекционная: развивать основные психических процессы, зрительное
внимание, формировать связную речь.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу, умение слушать и слышать задание, поддерживать интерес, внимание и
хорошее настроение во время занятия.
Содержание занятия:
1.
Дети стоят вокруг дефектолога.
-Как много детей в группе. Кто пришел первым?
Коля:
Он был один. Потом пришел еще один.
Сережа:
И еще один – Оля, и еще Алена. Вот сколько нас стало!
-
Сколько?
Дети:
Много
-
А воспитателей сколько?
Дети:
Один.
2. – Ребята, становитесь друг за другом, вы
вагончики, а я паровоз. Сколько
вагонов?
Дети:
Много.
-
Сколько паровозов?
Дети:
Один.
-
Прицепляйте вагоны друг за другом. Поедем путешествовать по нашей группе.
Остановка «Игрушки» . Сколько игрушек?
Дети:
Много.
-
Сколько неваляшек на верхней полке?
Дети:
Одна.
-
Сколько мишек?
Дети:
Один.
-
Сколько на нижней полке машин?
Дети:
Много.
-
Сколько больших машин?
Дети:
Одна.
-
молодцы! Поехали дальше. Остановка «
Куклы» .
(считаем
маленьких кукол – одна, больших – много )
3.
Поезд направляется в депо на ремонт. Каждый занимает один стул. Всем ли
хватит места?
Дети:
Да, всем.
-
Начинаем ремонт. Похлопайте в ладоши много раз. Попрыгайте на одной ноге один
раз. Присядьте много раз, потяните руки вверх один раз.
(убираю один стул)
-
По команде вагончики занимают свои места. Одного места не хватает. Чего
больше: стульчиков или вагончиков?
Дети:
Вагончиков.
(ставлю стул)
-
А теперь?
Дети:
Поровну. стульчиков столько же, сколько и вагончиков.
4.
Игра «Медведь и пчелы»
(надеваю ребенку шапочку медведя – он
«один», остальные дети – пчелы
«много». Медведь догоняет пчел, а потом пчелы
догоняют медведя)
Итог занятия:
- Давайте вспомним, чему вы сегодня учились?
Дети:
познакомились с понятием «один»,
«много», предметов по количеству. Играли в игры «Поезд», «Кто пришел
первым», «Медведь и пчелы», «всем ли хватит места».
-
Молодцы, спасибо большое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий