Коррекционное
занятие
по развитию речи детей с тяжёлой степенью умственно
отсталости.
Бикламбетова
Г.Н. , учитель- дефектолог ГКСУСО АО
«Разночиновский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»
Тема:
занятия: Фрукты..
Цель: Закрепить знания о
фруктах, формировать навыки описания фруктов по характерным признакам.
Воспитывать
мотивацию к учению.
Обогащать
эмоционально-чувственную и познавательную сферу детей
Развивать
речь, обогащать словарный запас
Оборудование:
картинки с изображением фруктов, корзина с фруктами, плакат с изображением
сада, мяч.
Задачи:
Образовательная: Уточнение и расширение
представлений о фруктах, месте их произрастания. Расширение словаря по теме
(фрукты: яблоко, слива, груша, апельсин; собирать, убирать; сладкий, гладкий,
вкусно.).
Коррекционная: Развитие зрительного внимания, общей тонкой и
артикуляционной моторики, тактильных ощущений. Развитие психических процессов
(память, обобщение, внимание). Развивать речь детей путём активации и
обогащения словарного запаса, формирование связной речи.
Воспитательная: Формирование
положительной установки на участие в занятии доброжелательных отношений.
Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Организационный
момент: Развитие зрительного восприятия и
внимания.
(Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат
предметные картинки с изображением фруктов.) Спрашиваю детей.
-
Ребята, что нарисовано на картинках?
(Ответы детей.)
Оля. У
меня на картинке – яблоко.
Сережа.
У меня на картинке – апельсин.
Коля. У
меня на картинке - слива.
- Правильно!
- Ребята,
как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках?
Дети.
Фрукты.
- Где
растут фрукты?
Дети. В
саду.
- Молодцы!
Вы правильно выполнили задание и ответили на вопросы.
Беседа «Что растет в саду».
(Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической
речи. Расширение представления о фруктах, месте их произрастания). Помещаю
плакат на мольберт, дети рассматривают, потом начинаю беседу, показываю указкой
то, на что дети должны обратить внимание.
-
Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?
Дети.
Деревья.
-
Правильно! Назовите фрукты, которые растут на деревьях.
Дети.
Яблоки, груши, сливы.
- Какие
яблоки? Расскажите про цвет, форму.
Дети.
Красные яблоки, круглые яблоки.
- Какие
груши?
Дети.
Желтые, овальные груши.
- Какие
сливы?
Дети.
Синие сливы, овальные сливы.
- А какие фрукты по вкусу?
Дети.
Вкусные, сладкие, сочные.
- Что
делает в саду девочка?
Дети.
Собирает фрукты.
-
Правильно! Наступила осень, фрукты созрели и девочка стала убирать урожай. Что
делает девочка?
Дети.
Убирает урожай.
(Ставлю корзину с фруктами на стол.)
- Я
тоже собрала урожай фруктов у себя в саду.
(Позволяю потрогать и понюхать фрукты.)
- Коля,
что у тебя в руках?
Ребенок.
Яблоко.
-
Потрогай и понюхай его, какое оно?
Ребенок. Круглое, твердое, вкусное, пахнет.
-
Правильно, оно душистое, ароматное. А у тебя, Оля?
Ребенок.
У меня слива.
-
Расскажи о сливе.
Ребенок.
Она овальная, мягкая, гладкая, синяя.
(О своих фруктах рассказывают все дети.)
Пальчиковая гимнастика «Компот».
(Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.)
Будем
мы варить компот, (Левую ладошку держат ковшиком.
Фруктов
нужно много. Вот. Правой
имитируют помешивание в нем.)
Будем яблоки крошить, (Загибают
пальчики на правой руке,
Грушу будем мы рубить, начиная
с большого.)
Отомнем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Опять
варят и помешивают.)
Угостим честной народ.
Провожу игру с мячом.
(Кидаю мяч ребенку, называя фрукты. Например: яблоко
какое? Ребенок должен назвать подходящее слово – круглое, сладкое, вкусное,
полезное, твердое.)
- Молодцы! А сейчас я
вам загадаю загадки.
1. С
оранжевой кожей
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин.)
2.
Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Окончание
занятия:
-
Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня, о чем
говорили?
Дети.
Мы говорили о фруктах.
( Дети вкратце рассказывают, что узнали о фруктах: растут
в саду, надо за ними ухаживать, какие бывают фрукты, чем они полезны и нужны
людям. В них много витаминов, которые необходимы нашему организму, чтобы быть
всегда здоровыми, и еще они очень вкусные.)
- Спасибо вам,
ребята! Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы!
Занятие построено грамотно, в соответствии с целью и задачами. Обучающиеся предварительно мотивировны на усвоение материала. На занятии детьми получена огромная информация. Тема его полностью раскрыта, задачи решены, цель достигнута.
ОтветитьУдалить