среда, 29 июня 2011 г.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе
Давлетова Р.Н.
учитель-логопед МДОУ№53 г.Астрахани
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ОНР является использование наглядного моделирования.
Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Поэтому мною было разработана и изготовлена «Доска логопеда» - многофункциональное пособие, позволяющее решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи на индивидуальных и групповых занятиях. Целью различных игровых заданий является развитие речи, памятии, внимания.

Описание. Магнитная доска размером 2х1 м выполнена из листа кровельной жести, обклеенного оракалом двух цветов: половина - синего, половина - зелёного (для разграничения понятий, дифференциации звуков). В верхней части доски в технике аппликации из оракала выполнен паровозик с тремя вагонами синего, красного и зелёного цветов. На первом вагоне 1 окошко из оргстекла, на втором – 2, на третьем - 3. В нижней части доски справа и слева наклеено по 5 кармашков из оргстекла.

Описание игр-заданий из серии
"Путешествие весёлого паровозика в страну звуков"

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия, развитие умения определять место звука в слове, дифференцировать звуки по акустическим и артикуляторным характеристикам, закрепление понятия "гласный" и "согласный" звуки; учить делить слова на слоги.
Оборудование: доска логопеда, картинки, картинки с изображением овощей на магнитах, звуковые символы.
Задания:
 Составить характеристику согласного "Т" с помощью звуковых символов (согласный, глухой, твердый, мягкий). Назвать картинку, определить место звука "Т" в слове и соответственно поместить картинку в первый вагон (звук в начале слова), во второй (звук в середине слова), в третий (звук в конце слова).
 Назвать картинку (овощи), определить количество слогов в слове и поместить её в 1, 2, 3 вагон в соответствии с количеством слогов.
 Назвать картинку. В синий вагон помещаются картинки, названия которых начинаются на согласный твёрдый звук. В зелёный вагон помещаются картинки, названия которых начинаются на согласный мягкий звук, в красный вагон помещаются картинки, названия которых начинаются на гласный звук.
 Назвать картинку. В синий вагон помещаются картинки, названия которых начинаются на звук "с". В красный вагон помещаются картинки, названия которых начинаются на звук "к", в зелёный, картинки, названия которых начинаются на звук «З".
Аналогичные игры используются для автоматизации звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях логопедом и воспитателем на логочасе.

Описание игр-заданий для формирования
звуко-буквенного анализа слогов и слов.
Цель: развитие у детей умения анализировать звуковой ряд из 2-3 звуков, прямые и обратные слоги, проводить звуковой анализ слов, чтение и печатание слов.
Оборудование: доска логопеда, звуковые символы ( мальчики в синей одежде -твёрдые согласные, в зелёной -мягкие; девочки в красной одежде - гласные звуки), буквы на магнитах, картинки с овощами (тыква, горох, свёкла)
Задания:
 Составить слог "ЫТ" с помощью звуковых символов на синей половинке доски, назвать первый звук, второй, объяснить почему работаем на синей доске (звук "Т" твёрдый); при произнесении слогов звуки произносится слитно, поэтому «звуки держатся за руки», записать слог буквами.
 Превратить слог "ЫТ" в слог "ТЫ", используя звуковые символы; записать слог буквами.
 Составить слог "ТИ" с помощью звуковых символов, объяснить на какой доске мы будем работать и почему (звук "Т" в слоге "ТИ" мягкий, поэтому слог записывается на зелёной доске), записать слог буквами.
 Определить, в названии, какого овоща из тех, которые выставлены на доске, слышится слог "ТЫ" (тыква).
 Составить звуковую схему слова "тыква", определить количество в слове слогов, гласных и согласных звуков.
 Написать слово "тыква" буквами .
Все используемые пособия на магнитах, поэтому легко и с удовольствием используются самими детьми на занятиях.

Описание лексико-грамматических игр-заданий
на тему: "Фрукты - овощи"
Цель: Расширение словарного запаса детей по теме, разграничение понятий «фрукты-овощи», развитие грамматического строя речи, обучение составлению предложений, описательных рассказов.
Оборудование: доска логопеда, картинки с изображением фруктов и овощей, изображения фруктов и овощей на магнитах, картинки с изображением зайца, ёжика, супницы, кастрюли
Задания:
 Мама зайчиха поручила зайчонку собрать овощей для гостей, а мама ежиха велела ежонку собрать фруктов. Помогите малышам.
 Незнайка пошёл в магазин. Прежде чем купить фрукт (или овощ) в магазине, он должен описать его с использованием схем, чтобы дети догадались, о каком фрукте (или овоще) идёт речь. Дети помогают Незнайке. (Схемы раскладываются в кармашки и меняются от уровня подготовленности к рассказу каждого ребёнка).

 Помочь Незнайке. Он перепутал, какие овощи и фрукты нужны для приготовления борща и компота. Необходимо всё правильно разложить по кармашкам.

Аналогичные задания могут быть использованы логопедами и воспитателями для заданий на разграничение понятий «грибы-ягоды», «одежда-обувь», «домашние - дикие животные» и т.п., а также для дифференциации оппозиционных звуков.
Данное пособие удобно и эффективно в использованиии, так как позволяет на одном занятии использовать разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, не затрачивая много времени для его размещения и смены в течение занятия, к тому же к этому процессу с удовольствием присоединяются сами дети.
Литература
1.Воробьёва В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи. М., Владос, 2005г.
2.Горчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у дошкольников. ж. «Логопед» №1, 2005г. - С.57-61.
3.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. ж. «Логопед в детском саду». - №4. - 2007г. - С.27-29.
4.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. ж. «Логопед» . - №4. - 2008г. - С.102-115.

5 комментариев:

  1. С интересом прочитала практические рекомендации коллеги Давлетовой РН. Все мы пользуемся приемом наглядное моделирование и знаем, что он очень эффективен. Ценность это работы в том, что используя одну доску, мы можем выполнять несколько заданий: от дифференциации звуков до печатания слов и использовать его, изучая многие лексические темы, в старшей и подготовительной группах.

    ОтветитьУдалить
  2. как молодому специалисту, мне было очень интересен этот пост. По-моему, эта разработка очень удобна. проста в применении и тем не менее эффективна. Я обязательно попробую изготовить эту доску и применить предложенные методы работы с ней в своей деятельности. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Данная работа - пример еще одной единицы привлечения внимания и удержания интереса ребенка к проводимому с ним занятию. Варианты заданий можно продолжить на свой вкус и цвет. Главное - основа дана, дальше все зависит от собственной фантазии. Спасибо, Раиля Насыровна, за Ваш неиссякаемый источник творчества, за креатив. С уважением, Ольга Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  4. В нашем детском саду данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. . Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Используемые Раилёй Насыровной задания и пособия интересны , занимательны, развивают у детей интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствуют речемыслительную деятельность ребенка. Они могут быть использованиы как в логопедических, так и общеразвивающих группах Спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
  5. Наглядное моделирование действительно является эффективный методом при коррекции речевых нарушений. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи.

    ОтветитьУдалить