понедельник, 29 октября 2012 г.

Дифференциация звуков ш - ж


Резцова Марина Михайловна, учитель- логопед МБОУ «КООШ № 1»
ТЕМА : «Дифференциация звуков ш - ж»
Цели:
·                уточнение и сравнение артикуляции звуков “ш-ж”,
·                 закрепление правильного произношения их в речи,
·                 совершенствование навыков дифференциации букв на письме,
·                 развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками “ш-ж”,
·                 развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти,
·                 способствовать развитию познавательных процессов,
·                 расширению словарного запаса,
·                 формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, индивидуальные зеркала, карточки
Ход занятия:
1.            Орг. момент: Здравствуйте, ребята.! (звучит музыка из фильма «Через тернии к звездам»).  Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас очень много гостей и один из них необычный – это инопланетянин Альфоша с планеты Альфашарм,  который вот, что мне рассказал…Он был послан с заданием обследовать соседнюю планету, но во время полета что-то случилось с двигателем, и корабль упал на землю.(слайд 1) На родине осталась ждать его семья (слайд 2) А Альфоша оказался у нас. И чтобы вернуться домой, ему нужно пройти ряд испытаний, после чего будет починен двигатель с его корабля, и он спокойно вернется к своей семье (слайд 3)
  
 2.Знакомство с темой занятия
Первое задание он уже получил. Давайте посмотрим, справился ли он с ним? (слайд 4)
-Нет,  не справился, а почему, что Альфоша сделал не правильно?
Давайте поможем ему пройти эти испытания, чтобы он благополучно вернулся к себе домой, покажем свои знания, как мы можем оценивать их, работать друг с другом.
Исправьте ошибки, что не умеет делать Альфоша? (различать звуки ш-ж) (слайд 5)
  
 3.Характеристика звуков. (слайд 6)
Дайте характеристику звукам ш, ж (согласные, парные, всегда твёрдые, шипящие).
Чем похожи эти звуки?(звучанием)
Чем отличаются? (ш - глухой, ж - звонкий).
Произнесите звуки , проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.

Сравнительная характеристика букв(слайд 7)


Звук «ж» %                                

Эта буква широка  
 И похожа на жука.   
 И при этом, точно жук
 Издаёт жужжащий звук. 




Звук «ш» ²

Посмотри на букву Ш.   
 Буква очень хороша.   
 И шумит, и шелестит,     
Как зелёная листва. 


4.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога. 
а) Игра "Звуковая мозаика".(слайд 8)
Работа с перфокартами (проводится проверка и самооценка)
б) на уровне слова  игра «Определи место звука в слове» (слайд 9, 10)
5. Гимнастика для глаз (слайд 11)  Подготовка к письменной работе.


6.Игра «Собери словечко»   Работа с интерактивной доской. Соедините части слов разными линиями. Как одним общим словом мы можем назвать эти предметы?(одежда)

       Джин                   ба
        Пид                      ты
        Шу                       ка
        Шап                     сы
        Жа                       жак
        Шор                     кет

7. Работа со словами–паронимами (слова, которые имеют сходства в произношении) (слайд 12)
- Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы должны запомнить слова со звуками ш и ж.
На десятом этаже
Жили буквы "ша" и "же".
То грустили, то смеялись,
То квартирами менялись.
Каждый час,
И вот что, кстати,
Получилось в результате.


Две вороны ворожили,


А журавль рыбу жарил.
Десять сено ворошили.
Шмель в кустах душистых шарил.
И сороки не тужили,
И беседовал с ужами
У реки пожар тушили.
Заяц, хлопая ушами.

- Какие слова со звуками [ш] и [ж] вы услышали, запомнили? (слайд 13)
- Посмотрите на первую картинку и вспомните, что говорилось о воронах?
-Что обозначает слово "ворожили"? (Гадали, колдовали).
-А что обозначает слово "ворошили"? (Переворачивали, разбрасывали).
-Как вы понимаете слова "не тужили"? (Не скучали).
- Какое другое слово, похожее вы услышали? (Мы услышали слово тушили).
-Чем отличаются слова "тужили - тушили"? (Звуками ш-ж, значением слов).
-Что обозначает слово "тушили"? (Заливали огонь водой).
-Что нарисовано на этой картинке?
-Вам понятно слово "жарил"?
-А что обозначает слово "шарил"? (Искал. Шмель иска себе душистый цветок).
Какими звуками отличаются эти слова? (Звуками [ш-ж]).
- Прослушайте последние две строчки и назовите слова, которые отличаются одним звуком?
Кто такие ужи? (Змеи).
Чем хлопал заяц? (Ушами).
Что такое уши? (Часть тела).

Составьте два предложения с любой из этих пар, запишите в тетрадь (запись на интерактивной доске)

8. Работа над предложениями (слайд 14, 15)
Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Запишите предложения в тетрадь.
Машина бабушка жарит вкусные... .
На лужайке шалил непослушный ... .
На дорожке, у окошка квакала ... .
Весь день лил проливной ... .


По ходу работы обратить внимание детей на правописание жи-ши и проверку оглушённого звука [ж] в словах дорожка, дождь, пирожки.
9. Итог занятия. (Слайды 16, 17)
Скажите, как вы считаете, мы справились со своей задачей, помогли Альфоше различать «ж» и «ш»? Да.
Показали, как мы можем оценивать себя и работать друг с другом. Пожелаем ему счастливого пути и до новых встреч.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Марина Михайловна. Мне очень понравилось Ваше занятие. Особенно то, что в нем много элементов творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других педагогов.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за предоставленный конспект урока. Все очень четко и грамотно оформлено. Думаю, что он будет интересен и полезен начинающим учителям-логопедам и дефектологам. Благодаря таким урокам у наших детей с речью будет полный порядок.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, действительно,занятие интересное, с применением мультимедийных технологий, что соответствует современным педагогическим требованиям. Думаю, что логопеды будут использовать методические приемы Марины Михайловны в своей педагогической деятельности. Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за интересное и содержательное занятие, которое способствует не только быстрому исправлению дефектов речи, но и развивает творческо-личностный потенциал учащихся.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, случайно попал на эту страничку. Интересная разработка. Рад, что еще есть такие специалисты. Очень понравилось, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Марина Михайловна! Прекрасное занятие, очень интересный подбор материала. Обозначена навигация по слайдам, что упрощает работу с ресурсом. Ждем новых творческих разработок. Спасибо!

    ОтветитьУдалить