Конспект подгруппового логопедического занятия в
подготовительной к школе группе на тему «Ранняя весна. Первые весенние цветы»
Нагина Ю.В., учитель- логопед МБДОУ № 4 «Берёзка» пос. Володарский
Продолжать активизировать и
актуализировать словарь по теме «Ранняя весна. Первые весенние цветы».
Совершенствовать грамматический строй речи
(образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).
Совершенствовать синтаксическую сторону речи
(предложения с противопоставлением).
Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Автоматизировать правильное произношение и
дифференциацию звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж.
Развивать речевой слух, фонематические
представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением,
артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать воспитывать навыки сотрудничества,
самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Предметные картинки с изображением
первых цветов, CD-проигрыватель с СD записью пьесы П. Чайковского «Подснежник»,
контейнер с фишками для звукового анализа, резиновый мяч среднего размера,
изображение весенней поляны.
Предварительная работа. Прослушивание пьесы Чайковского
«Подснежник», беседа о растениях, занесённых в Красную книгу, на
непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
миром.
Ход занятия:
1. Организационный момент (слушание отрывка из пьесы П. Чайковского
«Подснежник»).
Логопед включает отрывок из пьесы,
приветствует детей.
- Ребята, проходите к стульчикам, садитесь и
внимательно послушайте музыку.
(На магнитной доске картина с изображением
поляны с подснежниками, на ковре закреплены подснежники. Логопед выключает
музыку после нескольких минут звучания.)
- Ребята, как называется пьеса, которая сейчас
звучала?
(Это пьеса Чайковского «Подснежник».)
- Что вы представляли себе, когда слушали
музыку?
(Мы представляли себе, что мы попали на
поляну, где растёт много подснежников.)
- Какой подснежник вы представляли?
(Нежный, хрупкий, изящный, с узкими,
зелёными листиками и прекрасным белоснежным цветком.)
- Появление подснежников – это примета какого
времени года?
(Это примета ранней весны.)
- О ранней весне и первых весенних цветах мы
сегодня продолжим разговор.
2. Упражнение «Слушай внимательно». (Совершенствование грамматического
строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами).
- Итак, мы с вами попали на лесную поляну
ранней весной. (Логопед обращает внимание детей на картину.)
- Но ребята, на поляне, кроме подснежников,
растут ещё и другие цветы. (Логопед на липучки прикрепляет картинки
других цветов на поляну.)
- А как вы думаете, почему?
(Потому что весной появляются другие
весенние цветы. Это тоже примета весны.)
- Рассмотрите картинки, вспомните названия
изображённых на них цветов.
- А теперь назовите и скажите, какого они
цвета. Название цвета должно прозвучать ласково.
·
Лиловенький крокус.
·
Беленькая ветреница.
·
Розовенькая медуница.
·
Беленький подснежник.
·
Синенький колокольчик.
·
Жёлтенькая
мать-и-мачеха.
- Отлично!
3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической
стороны речи (предложения с противопоставлением).
- Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю
поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?
(Солнышко.)
- А почему?
(Потому, что весной оно начинает светить
ярче и становится теплее.)
- Ребята, а ведь это одна из главных примет
ранней весны.
(Один ребёнок прикрепляет солнышко на
картину.)
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы
знаете другие приметы ранней весны.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет
лишняя, и объясняйте, почему.
- Следите за произношением звуков.
* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные
птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелётные птицы не улетают
в тёплые края, а прилетают к нам.)
*Распускается верба, начинается ледоход,
трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.
(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а
бывают только заморозки.)
* Набухают почки, созревают яблоки, на
проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом
или осенью.)
*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и
оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не
ранней весной.)
*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает
орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.
(Белка запасает орехи не ранней весной, а
осенью.)
* Небо становится выше, блестят клейкие
листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.
(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а
весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)
- Молодцы! Вы были внимательными, исправили
ошибки и дали объяснения.
4. Рассказывание стихотворений о весне. (Развитие общих речевых навыков)
- И в подтверждение того, что вы хорошо знаете
приметы весны, расскажите небольшие отрывки их стихотворений.
- Следите за произношением звуков.
Рассказывайте чётко и выразительно.
1 - й ребёнок.
Вот уж снег последний
в поле тает,
Тёплый пар восходит от
земли,
И кувшинчик синий
расцветает,
И зовут друг друга
журавли. А.Толстой
2 - ребёнок.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
3 - ребёнок.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон, -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф.Тютчев
4 - ребёнок.
Весна, весна! Как
высоко
На крыльях ветерка.
Ласкаясь к солнечным
лучам,
Летают облака!
Е.Баратынский
5 -ребёнок
Весна, весна! И всё ей
радо.
Как в забытьи каком
стоишь.
И слышишь свежий запах
сада
И тёплый запах тёплых
крыш.
6 - ребёнок
Кругом вода журчит,
сверкает.
Крик петухов звучит
порой.
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько
закрывает.
5. Пальчиковая гимнастика
«Дрозд-дроздок». (Развитие общих речевых навыков, мелкой моторики)
- Ребята, вы сказали, что ранней весной птицы
прилетают к нам.
- Вот и на нашу поляну прилетел дрозд.
(Логопед прикрепляет дрозда)
- Выйдем на поляну и выполним пальчиковую
гимнастику «Дрозд-дроздок»
(Логопед предлагает детям пройти на ковёр,
встать и сделать знакомое упражнение.)
Дружок ты мой,
дрозд, Дети
машут сложенными накрест
ладонями, как крыльями.
В крапинку
хвост, Загибают
по одному пальцу на обеих
Носик –
остренький, руках
на каждую строку.
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
Весной распеваются, вновь
машут сложенными накрест
Зимой
забываются. ладонями,
как крыльями.
6. Штриховка. (Развитие мелкой моторики.)
- А теперь вам предстоит выполнить ещё одно
весеннее задание.
- Подойдите к столу, сядьте на свои стульчики.
- Посмотрите, какой цветок вы сегодня будете
штриховать?
(Крокус).
- Рассмотрите направление штрихов.
- Приступайте к работе, следите за посадкой.
(Дети работают под пьесу «Подснежник».)
- Молодцы, аккуратно выполнили задание.
7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыков звукового анализа.)
- А теперь вернёмся на поляну, устроимся
поудобнее.
- Повторите название весеннего цветка.
(картинка крокуса)
- Произнесите слово и выполните его звуковой
анализ.
(1 ребёнок – называет все звуки в слове.
2 ребёнок – К – согл., тв., глух.,
3 ребёнок – Р – согл., тв., зв.,
4 ребёнок – О – гласн., ударный,
5 ребёнок – К – согл., тв., глух.,
6 ребёнок – У – гласн., безуд.,
7 ребёнок – С – согл., тв., глух.)
- А теперь выложите звуковую схему слова фишками.
- Сколько звуков?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Вы справились с трудным заданием.
- Сложите фишки в контейнер.
8. Упражнение «Пары слов» (Автоматизация поставленных звуков,
активизация словаря по теме «Первые весенние цветы», развитие общей моторики.)
- А теперь на весенней поляне мы поиграем с
мячом в игру «Пары слов».
- Будем бросать пары слов друг другу.
- Вы вспоминаете название цветка, которое
начинается с последнего звука произнесённого мною названия.
Логопед Ребёнок
Подснежник
- крокус
Прострел
- ландыш
Нарцисс
- сальвия
Тюльпан
- ноготки
Ноготки
- ирис
Василёк
- колокольчик
- Молодцы!
9. Итог
- Ребята, вспомните задания, которые вы
выполняли.
(Ласково называли цвет у цветов.)
Выбирали приметы осени.
Рассказывали стихотворения.
Выполняли пальчиковую гимнастику «Дрозд –
дроздок».
Штриховали.
Составляли звуковую схему.
Играли в игру «Пары слов»)
- Назовите цветы, которые выросли на поляне
весной.
- Какие это цветы?
(Первые весенние.)
- Ребята, вам весна сама подарила по одному
цветочку. А вы знаете, что цветы – это часть природы и мы с вами на улице
просто будем ими любоваться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий