среда, 9 июня 2010 г.

Методические рекомендации для учителей- логопедов

Процесс коррекции речевых нарушений, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико- фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде его неустойчивости и низкой концентрации у детей с речевыми нарушениями делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. Применение компьютерных технологий целесообразно, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая , затем как учебная деятельность.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально в работе с детьми с речевыми нарушениями. Важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений очевидна. В процессе коррекционной логопедической работы с использованием компьютера у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

I.Принципы использования компьютерной технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями.
1.Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Работа по коррекции речевых нарушений, а также контроль над результатами деятельности проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие .Визуальная информация происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух
( воспроизведение заданного ритма). Это позволяет сформулировать устойчивые визуально - кинестетичские , визуально- аудиальные условно- рефлекторные связи центральной нервной системы, на основе которых у детей формируются правильные речевые навыки.
2.Принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений.
Использование компьютера позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематических процессов, лексических и грамматических средств языка, артикуляционной моторики ,обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук ( работа с манипулятором «мышь» и клавиатурой),слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально- волевой и мотивационной сферы ,словесно- логического мышления у детей.
3.Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с нарушениями развития.
Использование в работе компьютерной программы «Игры для Тигры» предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребёнка и индивидуальной настройки программы. Упражнения содержат задания возрастной сложности, что позволяет использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
4.Принцип систематичности и последовательности обучения.
Структура и содержание логопедических программ должны позволять использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
5.Принцип доступности обучения.
Содержание заданий программы и методы их предъявления должны соотве6тствовать возрастным особенностям детей с речевыми нарушениями. Задания представляются в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и её объективная оценка происходят на экране монитора в виде доступных мультипликационных образов и символов.
6.Принцип индивидуализации обучения.
Логопедические компьютерные программы ( в том числе и программа « Игры для Тигры»)
Предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных программ принадлежит педагогу ,однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ребёнок.
8.Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
Оценка деятельности исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительно настроя на преодоление затруднений, возникающих в процессе выполнения задания.
Результаты деятельности ребёнка визуально представляются на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка.
9.Принцип игровой стратегии обучения и введения ребёнка в проблемную ситуацию.
Применение игрового принципа обучения и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт ребёнка позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей.
Игровой принцип обучения позволяет эффектно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.
10.Принцип воспитывающего обучения.
Работа с компьютерной логопедической программой позволяет воспитывать у детей волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.
11.Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Использование компьютерной программы в рамках смоделированной проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Компьютерный герой объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемых заданий, помогает ему, даёт итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создаёт дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.
II.Использование компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи.
Логопедическая программа « Игры для Тигры».
В процессе использования компьютерной технологии в коррекционно-логопедической
работе учителем- логопедом решаются следующие задачи:
1. Ознакомительно- адаптационные задачи:
-ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
-знакомство с главным героем компьютерной программы « Игры для Тигры» ;
-преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
-формирование начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения коррекционных занятий.
2.Коррекционно- образовательные и воспитательные задачи:
-коррекция нарушенных функций ,формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико- грамматических компонентов языка;
-формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели ,оценка результатов деятельности;
-развитие знаковой функции сознания;
-развитие словесно- логического мышления;
-развитие зрительного и слухового восприятия;
-развитие вербальной и зрительной памяти;
-развитие внимания;
-развитие мотивационной сферы детей;
-развитие эмоционально- волевой сферы детей; воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III.Творческие задачи:
-развитие воображения;
-развитие познавательной активности;
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребёнка.
Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования является то, что они прежде всего опираются на научно обоснованные методы коррекции нарушений, учитывают общие закономерности и специфические особенности развития детей.
III. Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры».
Компьютерная технология предназначена для работы с детьми с речевыми нарушениями.
Её можно использовать как в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так и в работе с младшими школьниками, а также и в работе с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости и с речевыми нарушениями.
Она представлена на электронном носителе (CD-диск) и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую деятельность детей.
Данная технология разработана на основе методик работы с детьми с отклонениями развития Л.Н.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебрряковой, Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Г.В.Чиркиной, а также программы обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А.Васильевой.
Программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика».
Коррекционно- образовательное содержание каждого блока позволяет организовать логопедическую работу в соответствующем направлении. Названия блоков соответствуют названиям сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы.
Специального обучения программе не требуется.Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками .
Каждый из четырёх коррекцинно- образовательных блоков программы состоит из нескольких модулей ,представленных в подменю.
Цветовое решение областей карты ( «Звукопроизношение»- розовый, «Просодика»-зелёный, «Фонематика»-голубой, «Лексика»-жёлтый) сохраняется в фоновом оформлении упражнений и психологически способствует созданию единой художественной ассоциативной линии в процессе коррекционной работы.
На начальном этапе работы целесообразно использовать упражнения блока «Просодика». Это позволяет быстро и в увлекательной форме освоить навыки работы с программой и микрофоном, а также заинтересовать ребёнка в получении положительных результатов.
Каждое занятие с использованием компьютерной технологии является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка. Оно включает в себя 3 основных этапа:
1.Подготовительный. Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно- образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.
2.Основной. Решаются поставленные коррекционно- образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
3.Заключительный. Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой, точечный массаж).

Для работы по проблеме предлагаются следующие формы проведения методических объединений:
1. Семинары- практикумы по проблеме.
2. Самостоятельная работа членов МО по проработке специальной и методической литературы, разработка планов- конспектов занятий, подготовка методических пособий.
3. « Круглые столы» как итог работы по проблеме. Пропаганда передового педагогического опыта.
4 Творческие отчёты членов МО по проблеме.
5. Выход по проблеме на областной семинар учителей- логопедов.
6. Выход по проблеме на августовское областное МО учителей – логопедов.
7.Демонстрация опыта работы по проблеме на курсах учителей – логопедов в АИПКП.

Литература:
1.Гультяев А.Г.Поиск в Интернете.-СПб.: Питер,2004.
2.Использование Microsoft Office в школе. Учебно – методическое пособие для учителей.-М., 2002.
3.Intel. Обучение для будущего./ Под ред. Е.Н.Ястребовой и Я.С.Быховского .-М,2005.
4.Кукушкина О.И., КоролевскаяТ.К., Гончарова Е.Л. Мир за твоим окном.-М.: Институт коррекционной педагогикиРАО,1997.
5.Кукушкина О.И.Состав слова (Кроссворд).- М.: Институт коррекционной педагогики РАО,2001.
6.Кукушкина О.И.Развивающие игры в среде Лого.- М.: Институт коррекционной педагогики РАО,2001.
7.Майечак Б.Интернет для детей.-М.: Издательство « Интерэксперт»,2002.
8.Осин А.В.Электронные образовательные ресурсы нового поколения : в вопросах и ответах.-М.: Агентство «Социальный проект»,2008.
9.Программа « Игры для Тигры»-CD- диск.
10.Сергеев В.П. Проектно- организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно- методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.
11.Умные урока со SMART/Сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами.-М.: Издательство «ИНЭК»,2007.

2 комментария:

  1. Сейчас без компьютера никак не обойтись. Поэтому любая информация по использованию компьютерных технологий, особенно в логопедии, очень полезна и необходима. Большое спасибо за предоставлениу возможность получать больше материала по этой теме.

    ОтветитьУдалить
  2. Полезный и нужный материал в моей практической работе. Как хорошо, что есть такие блоги!

    Учитель-логопед МОУ СОШ №23 г. Астрахани
    Роговая В.И.

    ОтветитьУдалить