среда, 9 июня 2010 г.

Методические рекомендации для учителей и воспитателей СКОШ и детских домов

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Компьютер находит всё большее применение в специальном (коррекционном) образовании.
В нашем обществе наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития - это и речевые патологии, нарушения опорно- двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта.
Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программ, с помощью которых озвучивается информация – так называемый
« Экранный чтец».
Работа с применением специализированных программ проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребёнком и дозирует нагрузку. В решение некоторых развивающих задач программы могут выступать как основной помощник педагога, в решении других – как сопровождающее средство коррекции.
Использование электронных средств учебного назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объёме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учётом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально- технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых и их специальных образовательных потребностей.
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования средств учебного назначения:
-возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением
передвижения;
-сокращение количества часов учебной нагрузки;
-щадящий режим обучения;
-ограничение возможности развития творческих способностей;
-ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей
в учебном процессе.
При использовании компьютерных программ растёт положительная мотивация детей к обучению. Главное преимущество компьютерных средств обучения это то, что они строятся в игровой форме, являются интерактивными и беспристрастными.
Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей, поэтому внимания требует особая проблема- общение ребёнка и компьютера. Часто ребёнок,
осознавший наличие у себя определённого нарушения, стесняется его, боится, что он будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению.
Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способностей извлекать информацию из речевого общения.
Общение с компьютером вызывает у ребёнка живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.
Для организации работы школьных и областных методических объединений учителей и воспитателей СКОШИ и детских домов предлагаются следующие проблемы:

I. Ребёнок и компьютер.
1. Оптимальный возраст детей для знакомства с компьютером.
2.Дозировка времени работы на компьютере.
3.Компьютерное место.
4.Правила работы за компьютером.
5.Как обезопасить глаза. Гимнастика для глаз.
6. Определение задач обучения и воспитания, которые решаются с помощью компьютера.

II.Компьютерная технология коррекции основных познавательных процессов обучающихся.
1.Применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения заданий и контроля над деятельностью.
3.Целенаправленная работа по преодолению недоразвития невербальной памяти и нарушения внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.Моделирование коррекционно- развивающей компьютерной среды.
5. Введение компьютерных дидактических игр в учебно- воспитательный процесс для формирования познавательной мотивации детей с отклонениями в развитии.

III. Использование компьютерных технологий в обобщении передового педагогического опыта учителей и воспитателей.
1. Создание презентации педагога по методической теме с последующей защитой на заседании методического объединения.
2. Создание дидактических материалов.
3. Создание методических материалов.
4. Создание учебных проектов с привлечением обучающихся.
5. Создание блогов и размещение в них методических материалов.




Для работы по проблеме предлагаются следующие формы проведения методических объединений:
1. Семинары- практикумы по проблеме.
2. Самостоятельная работа членов МО по проработке специальной и методической литературы, разработка планов- конспектов занятий, подготовка методических пособий.
3. « Круглые столы» как итог работы по проблеме. Пропаганда передового педагогического опыта.
4 Творческие отчёты членов МО по проблеме.
5. Выход по проблеме на областной семинар учителей- логопедов.
6. Выход по проблеме на августовское областное МО учителей – логопедов.
7.Демонстрация опыта работы по проблеме на курсах учителей – логопедов в АИПКП.
8.Размещение материалов педагогов на сайтах АИПКП, Творческих учителей и др.
Литература:
1.Гультяев А.Г.Поиск в Интернете.-СПб.: Питер,2004.
2.Использование Microsoft Office в школе. Учебно – методическое пособие для учителей.-М., 2002.
3.Intel. Обучение для будущего./ Под ред. Е.Н.Ястребовой и Я.С.Быховского. -М,2005.
4.Кукушкина О.И., КоролевскаяТ.К., Гончарова Е.Л. Мир за твоим окном.-М.: Институт коррекционной педагогикиРАО,1997.
5.Кукушкина О.И.Состав слова (Кроссворд).- М.: Институт коррекционной педагогики РАО,2001.
6.Осин А.В.Электронные образовательные ресурсы нового поколения : в вопросах и ответах.- М.: Агентство «Социальный проект»,2008.
7.Сергеев В.П. Проектно- организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно- методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.
8.Умные урока со SMART/Сборник методических рекомендаций по работе со SMART- устройствами и программами. -М.: Издательство «ИНЭК»,2007.

1 комментарий:

  1. Отрадно, что существует замечательный методический блог, где любому педагогу можно выбрать для себя что-то нужное в своей практической деятельности. Спасибо!

    Зам. директора по НМР ОГС(К)ОУ АС(К)ОШ №1 VIII-го вида
    Дёмина Н.И.

    ОтветитьУдалить