четверг, 20 февраля 2014 г.

Автоматизация звука Р в слогах и словах.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ И СЛОВАХ»

Учитель-логопед МБДОУ № 92 Салихова Наиля Ахатовна

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка и у него теряется интерес к занятиям. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, используем разнообразные игры и упражнения по закреплению правильного произношения звука.  Используя игры преследую следующие цели:
a)      установление контакта с ребенком;
b)    Пробуждение у ребенка желание самому участвовать в процессе исправления и автоматизации звукопроизношения;
c)     Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
d)    Развивать мелкую моторику;
e)     Повысить познавательную активность и работоспособность, а так же расширить и обогатить игровые умения и навыки.

Цели:
1.     Автоматизировать навык чёткого произношения звука «р» в слогах и словах.
2.     Активизация умения согласовывать существительные и прилагательные со звуком «р».
3.     Развитие графических навыков.
4.     Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Оборудование:
Картинки на звук «р», предметы, муляжи, карандаш, фломастеры, зонт, палка, доска, зеркало.

Ход НОД

Логопед:  Ярослав, поздоровайся с гостями. Сегодня мы будем в гостях у звука. А у какого, ты назовёшь сам, если сейчас превратишься в животных и изобразишь их. Раз, два, повернись и в животных превратись! Изобрази сердитого тигра и покажи, как он грозно рычит.
Ребёнок:   Р-р-р.
Логопед: А теперь превратись в ласковую кошечку и изобрази, как она мурлычит.
Ребёнок:   Мурр.
Логопед:   А теперь превратись в маленького любопытного воронёнка, который выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском.
Ребёнок:   Карр.
Логопед: А теперь ты мама-ворона и отвечай ему низким голосом.
Ребёнок:   Карр.
Логопед: Ты догадался, у какого звука мы будем в гостях?
Ребёнок: Звук «р».
Логопед: Я предлагаю тебе совершить путешествие, во время которого ты будешь красиво и правильно говорить слова со звуком «р». А на чём мы отправимся в путешествие, ты скажешь, если отгадаешь загадку.
Загадка:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Завертит, закружит,
В небеса улетит.
Ребёнок:  Вертолёт.
Логопед:  Пропеллер вертолёта в путешествие нас зовёт. Заводим мотор. Р-р-р. Пропеллер заработал, взлетаем. Летим. Наша первая станция – «тренировочная». На этой станции мы выполним артикуляционные упражнения по правильному произношению звука «р»:
1.     Упражнение «Парус»: Рот широко открыть, Поднять узкий язык и коснуться бугорков за верхними зубами. (счёт до 8). Два-три раза.
2.     Упражнение «Грибок»: Широкий язык присосать к нёбу, рот открыть шире (счёт до 8).
3.     Упражнение «Качели»: Рот приоткрыть, высунуть узкий язык, тянуть попеременно то к носу, то к подбородку (счёт до 8).
Тренировка прошла, мы летим на следующую станцию: «Слоговая».
1.     Послушай чистоговорки, повтори последний слог, который ты услышишь в последней скороговорке.
В парке ровная гора
Утром едем на метро
Краской красим конуру
В парке кружат комары
2.     Послушай повторяющиеся слоги и подбери к ним картинки, чётко проговори слоги и слова:
Ра-ра-ра – рак
Ро-ро-ро – роза
Ру-ру-ру – рубашка
Ры-ры-ры – рыба
Ор-ор-ор - помидор
Ар-ар-ар – шар
Кра-кра-кра – краски
Фру-фру-фру – фрукты
Логопед:  Молодец! Продолжаем путешествие, наша станция: «Словесная игровая».
1.       Игры с мячом. Играем с мячом и повторяем слова:
·        Мячик мой не отдыхает, между пальцами гуляет.
·        Сверху левой, снизу правой, я его катаю браво.
·        Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.
2.       Игра «Придумай слова». Прочитай слова и на каждый звук придумай слово: рука, жир, роза, двор.
3.       Игра «Решай и читай».
Шуба – шу + ран =
Верба – вер + тон =
Рука + ва =
Радуга – ра =
Крыши – ши + са=
4.       Игра «Скажи наоборот»:
Узкий - широкий
Длинный – короткий
Сухой – мокрый
Злой – добрый
Веселый – грустный
5.       Игра «Веришь – не веришь». Посмотри, у меня в левой руке морковь, а в правой – картофель. Я спрячу за спину руки, поменяю предметы, а может нет. Ты должен ответить веришь мне или нет, что я их поменяла и сказать, какие предметы у меня в какой руке. «Груша – кукуруза», «Карандаш – ручка»
6.       Игра «Открой одинаковые картинки». Ты попросишь меня открыть две геометрические фигуры, называя их цвета. Если под фигурами будут одинаковые картинки, ты заберёшь их себе. Если они будут разные, они выбывают из игры. (красный квадрат, треугольник, круг; оранжевые и чёрные геометрические фигуры и парные картинки).
Ребёнок:  Откройте, пожалуйста, чёрный треугольник и красный квадрат.
Логопед: Мы выполнили много заданий на этой станции, теперь летим на станцию «Физкультурная». Ты должен перепрыгнуть через палку столько раз, сколько слогов будет в словах. Слова прикреплены к зонтику (сыр, рубашка, кровать, торт, фартук, поросёнок, грузовик). Теперь мы летим на последнюю станцию, которая называется «Занимательная». Ты должен отгадать кроссворд:
1.                 Часть тела, которой едят, рисуют, пишут.
2.                 Сладкий зелёный сочный фрукт.
3.                 Как называется дом, в котором живёт лиса.
4.                 Домашнее животное.
Логопед: Прочитай слово, которое у нас получилось.
Ребёнок: Урок. 
Логопед: Я прочитаю тебе шуточное стихотворение, которое называется «Урок», а ты постарайся запомнить и назвать слова со звуком «Р».
С утра в реке у рыб урок, директор Рак сердит и строг.
Кричит он утром на рыбят: пишите «Р» сто раз подряд:
Ро-са, ре-ка, мо-ряк, крю-чки, ру-чей, ра-ки-та, ры-ба-ки.
А в третьем классе у коряг диктант диктует рыбам Рак:
«Край родной! Река родная нет тебе ни дна, ни края
Широка и глубока наша русская река!»
Труднее в старшем классе Раку:
Карась с ершом устроил драку, налиму сом сломал пенал.
И пишет Рак в речной журнал:
- У пескаря нет букваря, он на уроки прибыл зря,
У карася промок дневник – неаккуратный ученик,
У осетра тетрадь сыра. Урок закончился. Ура!

Литература

1.     Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь», Санкт-Петербург 2003 год
2.     Лебедева И.Л. «Трудный звук – ты наш друг»
3.     «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» / Под редакцией Т.В. Власовец, Москва 2002 год




6 комментариев:

  1. Только разнообразными играми и упражнениями можно повысить интерес по закреплению правильного произношения звука. В результате использования такой формы работы конкретирируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, имеющему речевые нарушения. Спасибо за интересное, увлекательное занятие. Непременно возьму себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. В занятии представлены различные приемы игровой коррекции звукопроизношения. Игры, включенные в занятие, стимулируют познавательную и личностную активность ребенка, что повышает эффективность коррекционного воздействия учителя-логопеда. Материал привлекает интересным и доступным пониманию ребенка изложением.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный, полезный, нужный материал, особенно для начинающих учителей-логопедов. Спасибо автору за такую плодотворную работу.

    ОтветитьУдалить
  5. Занятие очень интересное, динамичное. Использованы разнообразные формы и методы автоматизации звука "Р", в том числе и игровые. Материал очень доступный и увлекательный. Автору большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Считаю очень интересным для себя, использование на занятии разгадывание кроссвордов, развивающие логическое мышление. Кроме того это учит подбору слов на заданный звук. Отлично!

    ОтветитьУдалить