вторник, 25 февраля 2014 г.

Дифференциация звуков С-Ш.

Дифференциация звуков [с] – [ш] 
Резвова А.А., учитель- логопед МБДОУ № 119

Цель:  дифференциации звуков “С”–“Ш”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.   Упражнять в умении дифференцировать звуки С иШ в произношении и на слух.
2.   Закреплятьумение выкладывать буквы С, Ш из различных  предметов.
Коррекционно-развивающие:
1.     Развивать   умение выполнять длительный и плавный выдох, определять место звука в слове.
2.     Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв(С,Ш),  правильную артикуляцию, мелкую моторику.
Воспитательные:
1.     Воспитыватьумения работать в коллективе.
2.     Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мультимедийная установка, презентация «Звуки С,Ш», предметные картинки, силуэтные домики, магнитные мольберты, сухой бассейн, набор мелких игрушек, мешочек с шарами  2-х цветов по  количеству детей.


Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят полукругом около педагога. Дети, в стране Смешариков случилась беда, всезнающий Кар-Карыч придумал задания для своих друзей с которыми они не могут справиться и из-за этого все перессорились. И к вам за помощью обращается Нюша. Она привезла с собой видеописьмо с заданиями, которые им дал Кар-Карыч. Поможем Нюше и ее друзьям?
Но для того, чтобы выполнить все задания правильно и четко, нам необходимо подготовить наши язычки и губы.
1). Упражнение на развитие дыхания.  «Листочки танцуют»
Какое сейчас время года? (О). Правильно, а осенью часто бывает листопад. Посмотрите какие красивые листочки появились на экране! Давайте сделаем так, чтобы они закружились в веселом хороводе.  Дуем по моему сигналу. Напоминаю – вдох делаем носом, плечи не поднимаем, а выдох -  через рот сложив губы трубочкой, щеки не надувать!Выдох  плавный и длительныйСлайд №  2, 3.     Молодцы.
Основная часть.
Дети, возьмите зеркала, они находятся под стульчиками исядьте на ковер.
Внимательно смотрите на экран, будем выполнять упражнения гимнастики  для губ и языка. Сядьте ровно, спинки расправьте, плечи опустите.
Слайд № 4
Артикуляционная гимнастика на звуки С и Ш.  С инд. зеркалами.
   «Улыбка (Лягушка)», «Трубочка (Хоботок)»,«Киска сердится», «Чашечка».
          Итак, мы с вами подготовились к выполнению заданий. Нюша очень надеется на вас.
Задание для Нюши - “Назови что нарисовано”. Чем похожи эти слова? (во всех есть звук С). Какое слово отличается, чем? (В слове МАСКИ звук С находится в середине слова) Слайды №  5, 6, 7
Называйте предметы, которые увидите. Чем похожи эти слова? (во всех есть звук Ш). Какое слово отличается, чем? (В слове РУБАШКИ звук Ш находится в середине слова)   Слайды  8, 9.
Динамическая пауза.Слайд №10. А теперь давайте и мы потанцуем, как листочки.Проговаривание слов с движением:
Листья осенние тихо кружатся – кружиться на цыпочках, руки в
стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся – присесть
И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. – подняться, покружиться.  (2 раза)
Дети остаются на ковре.
Задание для Лосяша.   Слайд 16.                
На столе лежат карточки, возьмите себе по 1. Внимательно произнесите слова, выделите  Где находится звук С или Ш – в начале, середине или конце слова, а затем расселите их по домикам. Если звук находится в начале слова, то карточку заселите в 1- ый домик, если звук в середине слова, тово 2- ой, и в 3-й, если звук находится в конце слова (кто справился быстро, предложить взять еще одну картинку).
Замечательно! Присаживайтесь на стульчики.
Задание для Совуньи.Упражнение «Какое слово лишнее?»Слайды № 11, 12, 13, 14,15
Давайте хором произнесем слова, которые появятся на экране. А теперь назовите, какое слово лишнее и объясните почему.
Из названных слов дети выбирают то, которое лишнее ( все слова начинаются со звука С, а одно со звука Ш и наоборот)
Задание для Бараша. Барашу Кар-Карыч задал выложить буквы  С и Ш из разных предметов. Попробуйте и вы их выложить. Достаньте из мещшочка по одному шарику, кто взял желтый – тот выкладывает букву С, а кому достался белый – тот выкладывает букву Ш. Возьмите подносики со стола и располагайтесь на ковре.
Полюбуйтесь, какие красивые буквы у вас получились!
Задание для Кроша.Игра «Разложи по местам» Слайды № 15, 16Вам нужно определить с каким звуком С или Ш дружит каждая картинка. Объясни, почему ты так считаешь.
  Слайд № 17
А теперь давайте соберем посылку с игрушками для Смешариков. В бассейне найдите игрушки и сложите их  в коробочку. Назовите, какой звук С или Ш есть в этом слове.
Итог. Подведение итогов занятия. Положительная оценка каждого воспитанника.Слайд № 18 (МОЛОДЦЫ!)
Л.:  Молодцы, мы выполнили все задания. Нюша говорит спасибо, за то, что вы научили ее выполнять такие задания. Значит, она сможет объяснить своим друзьям и они  помирятся. Нюша дарит вам игру «По дорожке слов».







Комментариев нет:

Отправить комментарий