четверг, 20 февраля 2014 г.

Использование дидактических игр на занятиях по знакомству с окружающим миром, с детьми с ОНР

Использование дидактических игр на занятиях по знакомству с окружающим миром, с детьми ОНР
Дьячкова Л.Д., воспитатель МБОДУ №92, г. Астрахань
История человечества неразрывно связана с историей природы.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Тема : Наши маленькие соседи!
Программное содержание
Систематизировать предоставление детей о многообразие насекомых, закрепить знания об общих признаках насекомых, уточнить представление детей о пользе (вреде) насекомых, о хищных (нехищных) насекомых; учить составлять группы по разным основаниям; особенностями внешнего строения (жук, бабочка, пчела, стрекоза); местом обитания (наземные, водные), способом передвижения (летающие, ползающие, прыгающие); формировать понятие насекомые (насечки). Устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь  и логическое мышление, звукоподражание. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Материал: картинки с изображением насекомых, их местом обитания, разрезные картинки для игры, карточки для игры «Рассели насекомых», модели насекомых, сигнальные кружки.
Предварительная работа: Знакомство с моделями насекомых, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, стихотворений о насекомых, изготовление поделок из бумаги, природного материала, рисование насекомых.
Ход занятия
Вос. Сегодня мы поговорим об удивительных животных. О каких вы узнаете, отгадав загадки, выбрать отгадку и прикрепить к доске.
1.     Сок цветов душистый цвет,
Дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила,
А зовут ее……….        (ПЧЕЛА)
2. Не жижу, когда сижу,
Не жужжи, когда хожу,
Не жужжи, когда тружусь,
А жужжи, когда кружусь.   (ЖУК)
3. Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черные точки.                  (БОЖЬЯ КОРОВКА)
4. В луговой траве стрекочет.
В руки к нам идти не хочет.
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки.
Весь зеленый – и с травинкой
Можно спутать его спинку.   (КУЗНЕЧИК)
5. Прозрачные крылья, черное тельце,
Найдется всегда на помойке ей дельце.
Когда на столе лежат крошки рядом,
Пройдется проворным она хоботком.
Опять прожужжала где-то над ухом
В поисках пищи шустрая……. (МУХА)
6. У воды она летает,
Насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза,
С телом длинным……. (СТРЕКОЗА)
7. Кружиться рядом, над ухом звенит,
Укусит – потом это место зудит.
Питается кровью зверей и людей.
Кто – это, дети? Ответьте скорей.    (КОМАР)
8. Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.          (МУРАВЕЙ)
9. Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.    (БАБОЧКА)
Восп. Как одним словом их можно назвать?
Дети. Насекомые.
Восп. Правильно насекомые.
Сегодня мы повнимательнее рассмотрим насекомых и отметить особенности внешнего вида.
(Дети рассматривают насекомых и по очереди рассказывают о строении тела насекомого).
Восп. Что же у наших насекомых есть общее?
(Грудь, брошка голова усики и 6 ног).
- Как же нам узнать, что это насекомое? Что нужна сосчитать?
Дети. Сосчитать ноги.
Восп. Итак.  Все насекомые имеют 6 ног. А еще их так называют, потому что на их теле насечки.
Предлагаю игру «Чудесный мешочек».
Вы определили части тела насекомых. А теперь на ощупь насекомого.
Вспомните, как передвигаются насекомые Мы поиграем в игру «Закончи предложение.»
Жук ползет, а пчела…
Пчела летает, а муравей…
Муравей бегает, а бабочка…
Бабочки летают, а кузнечик…
Кузнечик прыгает, а божья коровка…
Божья коровка летает, а стрекоза…
Муха летает, а комар…
Вспомните, где живут насекомые.
Поиграем в игру «Рассели насекомого».
(Выберите, насекомого и картинку со средой обитания, прикрепить на фланелеграф).
Насекомые чувствуют себя прекрасно и на земле, и вводе, в земле, в воздухе.
Даже в жаркой пустыне, где только песок да жидкие кустики, увидишь насекомых – это жук златко с твердым панцирем. Живут насекомые в пещерах, где всегда темно, на высоких горах. Даже в океане. Когда океан спокоен, по его поверхности скользит клоп – водомер.
Всюду живут – насекомые – наши маленькие незаметные соседи.
Ребята как вы думаете, чем питаются насекомые?
Бабочка – ест пыльцу, насекомых (тлю);
Пчела – пьет нектар, пыльцу растений;
Комар – сок растений, самка пьет кровь человека и животных;
Муравей – ест мелких насекомых, сок растений;
Жук – кору дерева, листья, корни растений;
Стрекоза – мух, мошек, комаров;
Кузнечик – несомыми, соком растений;
Муха – пищевыми отходами;
Божья коровка – насекомыми.
В зависимости от того, чем питаются, насекомые делятся на хищников и не хищников.
Игра «Сигнальщик»
Восп. Наши маленькие соседи не такие уж и безвредные. Одни приносят пользу, а другие вред.
Муха – переносит заразу;
Комары – кусаються;
Жуки – повреждают кору дерева, корни;
Это вредные насекомые!!!
Пчелка – дает воск, мед, опыляет растения.
Муравьи, божья коровка – поедает вредных насекомых.
Игра «Собери картину»
Подойдите к столу, соберите картинку и сказать, какое это насекомое. Кто принесет вред (пользу).
Мы с вами играли, занимались и теперь я вас приглашаю на полянку отдохнуть.
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетала.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Попрыгунья испугалась
Только песенка осталась
(сложить ладошки м петь д-з-з-з-з, д-з-з-з-з, д-з-з-з-з)
Сегодня мы рассматривали насекомых, называли их признаки. Я хочу с вами поиграть «Четвертый лишний». Эта игра с ловушками. Будьте внимательны.
1.     Муха, бабочка, жук, жираф-
2.     Бабочка, стрекоза муха, кузнечик (способ передвижения)
3.     Стрекоза, божья коровка, муравей, пчела (не хищное)
4.     Муравей, бабочка, пчела, жук (вредный)
Вы сегодня много узнали о насекомых. В игре «Цепочка» мы повторим все о насекомых: о способах передвижения, о среде обитания, о пользе и вреде, о строении тела и других признаках.
Я передам насекомого, а вы будете передавать по цепочки и называть признаки данного насекомого.
(Бабочка – это насекомое, летает, полезное, хищное, опыляет цветы, ест насекомых, живет на цветке, ест крылья, 6 ног.)
Сколько много интересного мы с вами узнали. Насекомые – самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они проявились на Земле примерно 250 миллионов лет назад. Насекомые наши маленькие незаметные соседи и к ним мы должны быть внимательны и осторожны при встрече.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки,
Природа – мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай и отойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий и пустой.

Используемые на занятиях теоретический материал и форма организации способствуют развитию речи и познавательх способностей детей. Активация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения.

6 комментариев:

  1. Спасибо Вам! Моей доченьке очень понравилось!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день!! Урок понравился.Урок в игровой форме,а игра активизирует психические процессы и вызывает живой интерес к процессу познания. Легкое для понимания, как для ребенка, так и для родителей. Спасибо за занятия.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое! Замечательное занятие! Все в доступной и понятной форме. Много загадок и игр. Побольше бы таких интересных занятий!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! На занятии используется очень интересный теоретический материал, а также игровые методы, благодаря которым восприятие материала у дошкольников происходит эффективнее. занятие построено методически верно, материал подобран по возрасту детей. Спасибо за обмен опытом!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо вам, очень интересное и познавательное занятие.Думаю, что игровая форма использованная на занятии очень увлекательна и доступна для детей дошкольного возраста. Теоретический материал сопровождается наглядным пособием и дает полное представление об окружающей действительности. Обязательно возьму для себя на заметку.

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо,занятие хорошее.Ведь игра одна из главных составляющих жизни ребёнка

    ОтветитьУдалить