Использование дидактических игр на занятиях по
знакомству с окружающим миром, с детьми ОНР
Дьячкова Л.Д., воспитатель МБОДУ №92, г. Астрахань
История
человечества неразрывно связана с историей природы.
Формирование у
детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Его результатом
должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие
эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать,
облагораживать природную среду.
Тема : Наши маленькие соседи!
Программное содержание
Систематизировать
предоставление детей о многообразие насекомых, закрепить знания об общих
признаках насекомых, уточнить представление детей о пользе (вреде) насекомых, о
хищных (нехищных) насекомых; учить составлять группы по разным основаниям;
особенностями внешнего строения (жук, бабочка, пчела, стрекоза); местом
обитания (наземные, водные), способом передвижения (летающие, ползающие,
прыгающие); формировать понятие насекомые (насечки). Устанавливать простейшие
причинно – следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы;
активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать
связную речь и логическое мышление,
звукоподражание. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Материал: картинки с изображением насекомых, их
местом обитания, разрезные картинки для игры, карточки для игры «Рассели
насекомых», модели насекомых, сигнальные кружки.
Предварительная работа: Знакомство с
моделями насекомых, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок,
стихотворений о насекомых, изготовление поделок из бумаги, природного
материала, рисование насекомых.
Ход занятия
Вос. Сегодня мы поговорим об удивительных
животных. О каких вы узнаете, отгадав загадки, выбрать отгадку и прикрепить к
доске.
1.
Сок
цветов душистый цвет,
Дарит
нам и воск, и мед,
Людям
всем она мила,
А
зовут ее………. (ПЧЕЛА)
2. Не жижу,
когда сижу,
Не
жужжи, когда хожу,
Не
жужжи, когда тружусь,
А
жужжи, когда кружусь. (ЖУК)
3. Всех жуков
она милей,
Спинка
алая на ней.
А
на ней кружочки,
Черные
точки. (БОЖЬЯ КОРОВКА)
4. В луговой
траве стрекочет.
В
руки к нам идти не хочет.
Скачет
он на длинных ножках
Через
луг, через дорожки.
Весь
зеленый – и с травинкой
Можно
спутать его спинку. (КУЗНЕЧИК)
5. Прозрачные
крылья, черное тельце,
Найдется
всегда на помойке ей дельце.
Когда
на столе лежат крошки рядом,
Пройдется
проворным она хоботком.
Опять
прожужжала где-то над ухом
В
поисках пищи шустрая……. (МУХА)
6. У воды она
летает,
Насекомых
ртом хватает,
Есть
огромные глаза,
С
телом длинным……. (СТРЕКОЗА)
7. Кружиться
рядом, над ухом звенит,
Укусит
– потом это место зудит.
Питается
кровью зверей и людей.
Кто
– это, дети? Ответьте скорей. (КОМАР)
8. Сам мал,
незаметно хожу,
Но
больше себя ношу. (МУРАВЕЙ)
9. Она легка,
красива,
Изящна,
легкокрыла.
Сама
похожа на цветок
И
любит пить цветочный сок. (БАБОЧКА)
Восп. Как одним словом их можно назвать?
Дети. Насекомые.
Восп. Правильно насекомые.
Сегодня мы
повнимательнее рассмотрим насекомых и отметить особенности внешнего вида.
(Дети
рассматривают насекомых и по очереди рассказывают о строении тела насекомого).
Восп. Что же у наших насекомых есть общее?
(Грудь, брошка
голова усики и 6 ног).
- Как же нам
узнать, что это насекомое? Что нужна сосчитать?
Дети. Сосчитать ноги.
Восп. Итак.
Все насекомые имеют 6 ног. А еще их так называют, потому что на их теле
насечки.
Предлагаю игру «Чудесный мешочек».
Вы определили
части тела насекомых. А теперь на ощупь насекомого.
Вспомните, как
передвигаются насекомые Мы поиграем в игру
«Закончи предложение.»
Жук ползет, а
пчела…
Пчела летает, а
муравей…
Муравей бегает,
а бабочка…
Бабочки летают,
а кузнечик…
Кузнечик
прыгает, а божья коровка…
Божья коровка
летает, а стрекоза…
Муха летает, а
комар…
Вспомните, где
живут насекомые.
Поиграем в игру «Рассели насекомого».
(Выберите,
насекомого и картинку со средой обитания, прикрепить на фланелеграф).
Насекомые
чувствуют себя прекрасно и на земле, и вводе, в земле, в воздухе.
Даже в жаркой
пустыне, где только песок да жидкие кустики, увидишь насекомых – это жук златко
с твердым панцирем. Живут насекомые в пещерах, где всегда темно, на высоких
горах. Даже в океане. Когда океан спокоен, по его поверхности скользит клоп –
водомер.
Всюду живут –
насекомые – наши маленькие незаметные соседи.
Ребята как вы думаете, чем питаются насекомые?
Бабочка – ест пыльцу, насекомых (тлю);
Пчела – пьет нектар, пыльцу растений;
Комар – сок растений, самка пьет кровь человека
и животных;
Муравей – ест мелких насекомых, сок растений;
Жук – кору дерева, листья, корни растений;
Стрекоза – мух, мошек, комаров;
Кузнечик – несомыми, соком растений;
Муха – пищевыми отходами;
Божья коровка – насекомыми.
В зависимости от
того, чем питаются, насекомые делятся на хищников и не хищников.
Игра «Сигнальщик»
Восп. Наши маленькие соседи не такие уж и
безвредные. Одни приносят пользу, а другие вред.
Муха – переносит заразу;
Комары – кусаються;
Жуки – повреждают кору дерева, корни;
Это вредные насекомые!!!
Пчелка – дает воск, мед, опыляет растения.
Муравьи, божья коровка – поедает
вредных насекомых.
Игра «Собери картину»
Подойдите к
столу, соберите картинку и сказать, какое это насекомое. Кто принесет вред
(пользу).
Мы с вами
играли, занимались и теперь я вас приглашаю на полянку отдохнуть.
Физминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетала.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Попрыгунья испугалась
Только песенка осталась
(сложить ладошки м петь д-з-з-з-з, д-з-з-з-з,
д-з-з-з-з)
Сегодня мы
рассматривали насекомых, называли их признаки. Я хочу с вами поиграть «Четвертый лишний». Эта игра с
ловушками. Будьте внимательны.
1.
Муха,
бабочка, жук, жираф-
2.
Бабочка,
стрекоза муха, кузнечик (способ
передвижения)
3.
Стрекоза,
божья коровка, муравей, пчела (не
хищное)
4.
Муравей,
бабочка, пчела, жук (вредный)
Вы сегодня много
узнали о насекомых. В игре «Цепочка» мы повторим все о насекомых: о способах
передвижения, о среде обитания, о пользе и вреде, о строении тела и других
признаках.
Я передам
насекомого, а вы будете передавать по цепочки и называть признаки данного
насекомого.
(Бабочка – это
насекомое, летает, полезное, хищное, опыляет цветы, ест насекомых, живет на
цветке, ест крылья, 6 ног.)
Сколько много
интересного мы с вами узнали. Насекомые – самые многочисленные и древние
обитатели нашей планеты. Они проявились на Земле примерно 250 миллионов лет
назад. Насекомые наши маленькие незаметные соседи и к ним мы должны быть
внимательны и осторожны при встрече.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки,
Природа – мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай и отойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий и пустой.
Используемые на
занятиях теоретический материал и форма организации способствуют развитию речи
и познавательх способностей детей. Активация мышления детей на занятии достигается
путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации
учебной деятельности. Задача педагога – вызвать у детей интерес к занятию,
создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия
на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Опыт показывает, что интерес к
занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те
или иные знания, видит ли он возможность их применения.
Спасибо Вам! Моей доченьке очень понравилось!
ОтветитьУдалитьДобрый день!! Урок понравился.Урок в игровой форме,а игра активизирует психические процессы и вызывает живой интерес к процессу познания. Легкое для понимания, как для ребенка, так и для родителей. Спасибо за занятия.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Замечательное занятие! Все в доступной и понятной форме. Много загадок и игр. Побольше бы таких интересных занятий!
ОтветитьУдалитьСпасибо! На занятии используется очень интересный теоретический материал, а также игровые методы, благодаря которым восприятие материала у дошкольников происходит эффективнее. занятие построено методически верно, материал подобран по возрасту детей. Спасибо за обмен опытом!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам, очень интересное и познавательное занятие.Думаю, что игровая форма использованная на занятии очень увлекательна и доступна для детей дошкольного возраста. Теоретический материал сопровождается наглядным пособием и дает полное представление об окружающей действительности. Обязательно возьму для себя на заметку.
ОтветитьУдалитьспасибо,занятие хорошее.Ведь игра одна из главных составляющих жизни ребёнка
ОтветитьУдалить