понедельник, 15 декабря 2014 г.

Коррекционное занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости

Коррекционное занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости
Бикламбетова Г.Н., учитель- дефектолог ГКСУСО АО
«Разночиновский детский дом интернат
для умственно-отсталых детей»

В работе с ребенком учитываются  нарушения связной речи (полное отсутствие речи). Развитие ребенка возможно при помощи совокупности нескольких условий.
1.     Состояния здоровья (биологический фактор развития), обеспечение возможности развиваться в соответствии с возрастом,  но этого не достаточно.
2.     Социально- педагогическая среда: организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального развития.
3.     Двигательная, познавательная, речевая активность ребенка.
       Метод обучения: индивидуальные особенности детей. Воспитанники, наблюдая предметы, выделяют в них форму, когда  знают их словесное обозначение, выполняют игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, по словесной инструкции,  по подражанию действий (много).
     На этом занятии ведется работа над  речью. У ребенка воспитывется умение пользоваться словами «много» и «один», согласовываются числительное «один» в роде, числе и падеже.
     На первых порах дети пользуются простыми предложениями (мишек – много, неваляшек – одна). Стараюсь учить детей соединять два простых предложения в сложное  (Мишек много, а неваляшка одна. Много неваляшек, а мишка один).  Аналогичные упражнения проводятся и вне занятий, на прогулке. Задаётся вопрос, например: «Чего много на стене?», «Сколько скамеек?» (много скамеек).
     Большое внимание необходимо уделять развитию у ребенка способности выделять и называть признаки, общее для всех предметов группы, а также признаки, являющиеся общими только для какой-то ее части, наличие умений выделять качественные признаки предметов позволит перейти к анализу количественных отношений между ними.
Тема занятия: Знакомство с понятиями «один»- «много». Сравнение
               совокупности предметов по количеству.
            2. Игра «Кто пришел первым?»
            3. Игра «Поезд».
            4. Игра «Всем ли хватит места».
            5. Игра «Медведь и пчелы».

          Цели:  Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять    группу из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями: «много» и «один», развивать умение ориентироваться в игровой комнате.

Материал: развивающие игровые зоны.

Задачи:
Образовательная:  формировать пространственные представления (влево, право, вверх, вниз, над, под) Развивать представления о совокупности предметов по количеству.
Коррекционная:  развивать основные психических процессы, зрительное внимание, формировать связную речь.
Воспитательная:  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и слышать задание, поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение во время занятия.
 
Содержание занятия:
1. Дети стоят вокруг дефектолога.
 -Как много детей в группе. Кто пришел первым?
Коля: Он был один. Потом пришел еще один.
Сережа: И еще один – Оля, и еще Алена. Вот сколько нас стало!
- Сколько?
Дети: Много
- А воспитателей сколько?
Дети: Один.

2.  – Ребята, становитесь друг за другом, вы вагончики, а я паровоз. Сколько
     вагонов?
Дети: Много.
- Сколько паровозов?
Дети: Один.
- Прицепляйте вагоны друг за другом. Поедем путешествовать по нашей группе. Остановка «Игрушки» . Сколько игрушек?
Дети: Много.
- Сколько неваляшек на верхней полке?
Дети: Одна.
- Сколько мишек?
Дети: Один.
- Сколько на нижней полке машин?
Дети: Много.
- Сколько больших машин?
Дети: Одна.
- молодцы! Поехали дальше. Остановка  « Куклы» .
(считаем маленьких кукол – одна, больших – много )

3. Поезд направляется в депо на ремонт. Каждый занимает один стул. Всем ли
    хватит места?
Дети: Да, всем.
- Начинаем ремонт. Похлопайте в ладоши много раз. Попрыгайте на одной ноге один раз. Присядьте много раз, потяните руки вверх один раз.
(убираю один стул)
- По команде вагончики занимают свои места. Одного места не хватает. Чего
 больше: стульчиков или вагончиков?
Дети: Вагончиков.
(ставлю стул)
- А теперь?
Дети: Поровну. стульчиков столько же, сколько и вагончиков.

4. Игра «Медведь и пчелы»
   (надеваю ребенку шапочку медведя – он  «один», остальные дети – пчелы 
 «много». Медведь догоняет пчел, а потом пчелы догоняют медведя)

Итог занятия:
 - Давайте вспомним, чему вы сегодня учились?
Дети: познакомились с понятием «один»,  «много», предметов по количеству. Играли в игры «Поезд», «Кто пришел первым», «Медведь и пчелы», «всем ли хватит места».
- Молодцы, спасибо большое.


Комментариев нет:

Отправить комментарий