среда, 22 февраля 2012 г.

Занятие воспитателя Травинской СКШИ Володиной Татьяны Анатольевны

                                                       Занятие.
Воспитателя Травинской СКШИ Володиной Татьяны Анатольевны на тему:
«Светлое Христово Воскресение или праздник Пасхи» (час народной мудрости)
Оформление и реквизиты:
-пасхальные композиции (на доске);
-крашеные яйца, пасхальные угощения;
-запись колокольного звона «Благовест»;
-оформление класса: использованы элементы праздничного убранства дома, накрыт праздничный пасхальный стол.
Цели :
продолжить знакомить детей с праздниками, связанными с именем Иисуса Христа (Пасха); с формами общения людей в этот праздник (игры, забавы, сборы за общим столом, вручением подарков с определённым значением…);
показать самобытность русского народа, проявляющуюся в культуре застолья, этике поведения;
воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу.
                                                             Ход занятия
(на фоне колокольного звона)
Вед:
Ярко играет весеннее солнце, оживает природа, разносится звон колоколов, идёт святая Пасхальная неделя!
1ый ученик:
И всю неделю на Руси радостно и торжественно возвещали колокола о Воскресении Иисуса Христа. Такой звон называли в народе красным, то есть красивым.
Вед:
Пасху люди тоже называли красной. Светлое Христово Воскресение (или Пасха) – это праздник всех, кто верит в справедливость и доброту, праздник весны.
2ой ученик:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вед:
Праздник праздников – так называют пасху. Празднование Пасхи – многовековая традиция, с которой мы сегодня и познакомимся.
3ий ученик:
В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и не очень собираются в храмах на молитву. В этот день в церковь приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В Пасху принято подавать к столу особые кушанья, которые готовят только раз в году: куличи, крашеные яйца, «пасху» …
Вед:
В этот праздник прекращались все работы, объявлялись каникулы. Люди всех сословий объединялись памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа. Друзья и соседи собирались за общим столом.
4ый ученик:
За века этот праздник глубоко вошёл в жизнь, и родились присказки, поговорки, приметы, поверья, связанные с ним. А вы их знаете?
(высказывания детей)
«Дорого яичко ко Христову дню» (т.е. всякому делу есть свой срок)
«Если не спать в ночь перед Пасхой, то это защитит от болезней, будет счастливый брак»
«Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть»
«На Пасху дождь и гром – к хорошему урожаю»
На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Дай бог жениха хорошего, в сапогах, да с калошами, не на корове, а на лошади»
«Первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара»
Вед:
Вот вопрос: иногда на Пасху старики расчёсывали волосы с каким-то пожелание…, что они просили у Бога?
(Чтобы было столько внуков, сколько волос на голове)
5ый ученик:
Раскраска пасхальных яиц символична. Однотонно окрашенные яйца – это крашенки, расписанные узорами – писанки. Крашенки чаще делают красными, т.к. красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя.
Вед:
Узоры писанок тоже несут в себе глубокий смысл. Кто скажет, что означают эти узоры:
-на зелёном фоне белые контурные линии, кружки оранжевые, точки красные, веточки белые прямые, жёлтые дугообразные
(Это пожелание здоровья, обычно дарили родителям);
-на красном фоне – веточки, солнышко, ласточки, небо
(Это зазывание весны);
-чередующиеся красные и чёрные треугольники, контурные линии, кружочки на черном белые
(Пожелание богатства)
6ой ученик:
Да, наверно нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки. Давайте попробуем прочитать эти пожелания:
-ласточки в полёте
(Славят и зовут приход весны);
-спираль
(Знак долголетия и жизни);
-зелёные сердечки
(Жар любви, девушки дарили парням)
-крапинки
(Перемены в жизни);
-корзина с цветами
(Полнота жизни).
7ой ученик:
Яйца – символ праздника. Их дарят друг другу и хранят целый год до новой Пасхи.
Вед:
Откуда же пошла эта древняя традиция?
7ой ученик:
Я расскажу вам о Марии Магдалине, святой, которая первой узнала, что Иисус воскрес. Как и другие его ученики, она ходила из страны в страну и рассказывала про Иисуса. Однажды пришла она в Рим, во дворец к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди приносили подарки: богатые – драгоценности, бедные – что могут. У Марии ничего не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась около императора, протянула ему простое яичко и громко сказала:
- Христос воскрес!
Удивился император и ответил:
- Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых?! В это поверить также трудно, как в то, что это белое яичко может стать красным!
И пока он говорил эти слова, яичко стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко красным.
Вот так со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яичко.
8ой ученик:
Интересно, кто  что-нибудь ещё знает о пасхальном яйце?
9ый ученик:
Кроме затейливо расписанных натуральных яиц готовили ещё подарочные и сувенирные. В создании пасхальных сувениров принимали участие императорские и частные заводы, лучшие художники, ювелиры. Яйца делали из дерева, слоновой кости, из стекла и хрусталя с резьбой, из драгоценных металлов и камней, из фарфора, шитые бисером и шёлком. И во дворце, и в самой бедной семье, в светлые пасхальные дни звучало «Христос Воскресе!»
Вед:
А кто знает, как давно на Руси празднуется Пасха?
8ой ученик:
Пасха – великий христианский праздник, но праздновался он ещё раньше, до принятия на Руси христианства. В языческие времена это был праздник Весны, когда оживает природа, и наступает время сева семян. Славяне, чтобы обеспечить себя урожаем, просили помощи у духов природы и в их честь устраивали праздники, отдыхали, остановив свой труд на определённое время.
Вед:
Пасха – это не только молитва. У праздника была и развлекательная сторона, народ устраивал весёлые гулянья.
9ый ученик:
На Пасху принято было христосоваться, т.е. троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником и обмениваться при этом крашеными яйцами.
Вед:
Непременным атрибутом праздника были игры с пасхальными яйцами.
Накануне Пасхи родители прятали в саду крашеные яйца, а потом говорили детям, что их принёс пасхальный заяц. Хотя мы уже достаточно взрослые, но в нашем классе тоже побывал пасхальный заяц  (Игра)
Игра №2
«Катание яиц по кругу»
По краям большого блюда разложены угощения. Первый ребёнок крутит в центре блюда яйцо. Какое угощение заденет раскрученное яйцо, то игрок и забирает себе, затем следующий игрок крутит яйцо…
Игра№3
Любимой потехой было «чокание» яйцами. При битье выигрывал тот, у кого скорлупа яйца оставалась целой. Мы тоже поиграем с вами в эту игру...
Вед:
Вы сегодня многое узнали о праздновании Пасхи, об этом необыкновенном празднике. Так давайте позаботимся о том, чтобы эти обычаи и традиции не забывались и не уходили в прошлое.
(на фоне колокольного звона)
9ый ученик:
Запели птицы и ожил весь лес.
Бегут ручьи, Христос воскрес!
Занятие проходит на фоне презентации «Пасха»

6 комментариев:

  1. Занятие способствует становлению духовно-нравственной личности. На таких занятиях формируется уважение как к другому человеку и иной культуре, так и к самому себе и своей культуре;такие мероприятия помогают детям приобщиться к нравственным и духовным ценностям православной культуры, в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    ОтветитьУдалить
  2. Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед учащимися убедительно и эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно, организованно. Тема, выбранная воспитателем, очень актуальна в наше время; работа направлена на формирования определенных социальных установок, чувств, убеждений.

    ОтветитьУдалить
  3. Занятие, посвященное знакомству с празднованием Пасхи считаю очень ярким, красочно оформленным (с элементами праздничного убранства дома, с пасхальным столом, композициями, пасхальными угощениями). Следуя четко поставленным целям, педагог включила в занятие материал, посвященный самобытности русского народа, используя в работе инновационные технологии (занятие проходило на фоне презентации). Отсюда прослеживается положительная мотивация к занятию, уважительное отношение к национальному наследию, стремление детей сохранять и обогащать наши традиции как бесценную сокровищницу.

    ОтветитьУдалить
  4. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями. Благодаря таким воспитательным занятиям нравственные занятия становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Благодаря такой интересной, увлекательной и творческой работе, наши воспитанники имеют представление о том, что такое традиции и обычаи.

    ОтветитьУдалить
  5. Такие занятия прежде всего решают задачи воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, определенных нравственных принципов, поведенческих навыков у учащихся. Созданы условия для развития интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся.

    ОтветитьУдалить
  6. В наше время много потеряно нравственных и духовных ценностей И собрать их по крупицам, показать нашим детям главная задача ,которую выполнил на занятие воспитатель Творчество воедино с игрой, народными традициями помогли в этом .

    ОтветитьУдалить