вторник, 28 февраля 2012 г.

Экономическая азбука.Баткаева Светлана Камильевна


Открытое занятие в 8 классе на тему: «Экономическая азбука»

Баткаева Светлана Камильевна, воспитатель ГБОУ АО СКШИ №12 VIII вида
        
Актуальность экономического образования и воспитания школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными  требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.
            Для специальной (коррекционной) школы VIII вида наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Выпускники наших школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы, из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств.
            Поэтому, экономическое образование надо рассматривать как «своего рода средство специальной защиты», как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции.
            Экономическая подготовка – важный фактор повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с интеллектуальной недостаточностью в современном социуме.
Цель: познакомить учащихся с экономическими понятиями: «экономика, банкнота, реклама», воспитывать бережное отношение к деньгам;
учить применять знания на практике, приобщать детей к пониманию реальной деловой жизни;
развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
Оформление: плакаты с пословицами:
1. «Уговор дороже денег».
2. «Копейка рубль бережет».
3. «Деньги любят счет».
4. «Долго спать - с долгом встать».
5. «Без копейки рубля не бывает».
6. «Денег наживешь - без нужды проживешь».
7. «Не хвались серебром - хвались добром».
Карточки с примерами, заданиями, аудиозапись.
Ход занятия:
I. Вступительное слово:
- Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на игре, которая называется «Экономическая азбука». Эта игра проводится для вас обыкновенных ребят, совсем не обязательно мечтающих стать экономистами. Хотя такие специалисты очень нужны стране. Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.
- Что же обозначает слово «Экономика»?
Впервые термин «экономика» был введен в 384 году до н.э. древнегреческим ученым Аристотелем. В переводе с греческого этот термин означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Действительно, экономика учит нас правильно использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику, надо научиться применять экономические знания на практике.
На уроках математики, СБО, швейного дела, сельхозтруда вы уже постигли некоторые азы экономики. А сейчас я предлагаю вам игру, в которой вы сможете применить свои знания на практике. Эта игра поможет вам узнать, насколько вы подготовлены к пониманию реальной деловой жизни. На время игры вы превратитесь из простых учеников в экономистов. Игра состоит из 6 туров, 6 заданий на экономическую тему. За каждый конкурс вы получаете реальные деньги- «фунтики», это наша игровая валюта. Тот, кто набрал большее количество и станет победителем нашей игры. Но сначала давайте познакомимся. У вас на столах - пустые таблички, в которые вы должны красиво вписать ваши имена. А наши гости  - «представители крупных финансовых учреждении»  будут наблюдать за игрой и даже, возможно возьмут вас на работу. Итак, мы познакомились. Начнем игру.
II. Конкурс «Экономическая разминка».
Вам предлагается ответить на ряд экономических вопросов:
1. Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности (Банк).
2. Как называются иностранные деньги (Валюта)
3. То, что взято взаймы с последующей отдачей (Долг).
4. Денежная единица Америки (Доллар).
5. Розыгрыши по билетам (Лотерея)
6. Объявление, извещение по телевидению, на радио и т.д. о товаре, услуге (Реклама).
7. Стоимость товара, выраженная в деньгах. (Цена)
8. То, что является предметом торговли (Товар)
9. Что дороже: золото или серебро? (Золото)
10.Что производит фирма «Адидас» (Спортивную одежду и обувь)
- Молодцы, ребята. Экономические слова и выражения вы знаете. Но настоящие экономисты, должны в первую очередь уметь быстро и точно считать. Проверим ваши математические способности.
III. Наш следующий конкурс - «Экономический подсчет»
1. Решить быстро в уме подсчеты:
25x20=     
12x300=
400x5=     
22x40=
50x300=    
1500x2=
2. Решить экономические задачи:
1. Записная книжка стоит 130 рублей. Сколько рублей составит сдача с 500 рублей при покупке этой записной книжки? (370 руб.)
2. За 7 дней семья истратила на питание 2100 рублей. Сколько денег тратилось ежедневно, если расходы на каждый день были одинаковыми? (300 руб.)
3. В течении месяца рабочий заработал 4950 рублей - зарплата, 850 рублей - премия, 500 рублей - сверхурочные. Сколько рабочий заработал в месяц? (6100 руб.)
4. Магазин продал 10 блузок по 84 рубля за каждую, 10 платьев по 106 рублей за каждую. Сколько денег выручил магазин? (1900 рублей)
5. В магазин «Кулинария» ежедневно поступают 200 тортов. Сколько тортов поступит в магазин за 5 дней? (1000 тортов)
6. Для посадки на четырех одинаковых грядках заготовили 40 грамм моркови. Сколько граммов семян, уйдет на одну грядку? (10 гр.)
7. На пятитонные автомашины погрузили 50 тон зерна. Сколько машин участвовало в перевозке? (10 м.)
8. Ученик на заводе зарабатывает в день 150 рублей, а рабочий 300 рублей. На сколько больше получает рабочий, чем ученик? (150 руб.)
9. Пара босоножек стоит 220 рублей, мужские туфли - 400 рублей. Сколько денег надо заплатить за 2 пары босоножек и мужские туфли? (840 руб.)
10. Сколько порций мороженного, по 15 рублей за каждую, можно купить на 100 рублей? (6 порции).Сколько останется денег? (10 руб.)
- Молодцы, ребята. Экономические задачи вы решать умеете.
IV. Наш следующий конкурс «Экономические пословицы»
Проверим, как вы знаете пословицы на экономическую тему. Перед вами в конверте пословицы, но слова в них перепутаны. Ваша задача сложить пословицу и объяснить ее смысл.
1. «Уговор дороже денег».
2. «Копейка рубль бережет».
3. «Деньги любят счет».
4. «Долго спать - с долгом встать».
5. «Без копейки рубля не бывает».
6. «Денег наживешь - без нужды проживешь».
7. «Не хвались серебром - хвались добром».
V. Физминутка.
Я думаю, вы устали. Выйдете все из-за стола. Постройтесь. Все вы знаете, что деньги никогда не лежат на месте. Они постоянно находятся в движении. Ваша задача переместить их из одного банка в другой. (под музыку ABBA «Мани-мани»)
VI .  Наш следующий конкурс «Кто больше?».
Ваша задача: за 1 минуту придумать как можно больше слов из букв данного слова (Им. сущ., в И.п., ед.числа). Этот термин обозначает «беспроцентный кредитный билет, выпускаемый банком и заменяющий в обращении деньги.» Это слово БАНКНОТА (банк, нота, кот, кон, кант, танк, канат, банка, накат, набат, бота, батон, бок, тонна, кабан, ток, тон, бак, табак) - 19 слов.
VII .  А теперь поговорим мы с вами о рекламе - двигателе торговли. Когда на прилавках появляется новый товар, как правило, к нему прилагается реклама. Сейчас, проверим, хорошо ли вы знаете рекламные ролики. Слова из известных рекламных роликов – дети отгадывают товар.
VIII . Подведение итогов.


5 комментариев:

  1. занятие актуальное, приучает детей к пониманию реальной жизни. Дети за свои труды, знания зарабатывают деньги (фунтики). Подобраны разнообразные конкурсы, способствующие развитию мышления, речи, внимания, памяти учащихся.

    ОтветитьУдалить
  2. занятие носит соревновательный характер. Дети, зарабатывая деньги, соревнуются в своих знаниях. Конкурсы и задания подобраны с учетом возраста воспитанников.

    ОтветитьУдалить
  3. Занятие оригинально тем,что каждый ученик работает индивидуально,подобраны очень интересные задания с учётом возраста учащихся.

    ОтветитьУдалить
  4. В новых условиях социально-экономического развития вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной проблемой образовательной системы. На занятии представлены цели, задачи, принципы и содержание работы по формированию экономических знаний.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне очень понравилась Ваша работа и рассуждение, что уже со школьного возраста детей надо адаптировать к условиям рыночный среды. Это позволяет дать воспитанникам своеобразный щит в условиях реальной жизни.

    ОтветитьУдалить