понедельник, 24 сентября 2012 г.

Использование методов Су-джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ии речевых нарушений


Использование  метода Су-джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей   дошкольного возраста.

Учитель- логопед:  Шафигуллина С.Р.  МКОУ «Татаробашмаковская СОШ»
                                           Воспитатель: Усманова Г.Ю.  МКОУ  «Татаробашмаковская СОШ»

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи.  Для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста важным является использование в работе различных методов и приемов- как традиционных, так и не традиционных.
         Одной из  не традиционных методов коррекции в логопедии является Су-Джок терапия. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Что же такое Су- Джок –терапия?
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.
Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су Джок терапии, которые испытали на себе уже тысячи людей.
Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно поэтому в коррекционной работе и логопеды, и воспитатели  большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, вырезанию, играм с мозаикой, с песком , играм с манипулированием мелкими предметами и т.п.
В нашем случае воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок – тренажеров-шариков и иппликаторов Кузнецова. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия ( фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж.
Главные преимущества использования массажеров Су-Джок для самомассажа рук следующие:
o    Безопасность использования;
o    Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
o    Можно использовать много кратно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
o    Самомассаж может быть включен в любое занятие;
o    Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;
o    Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;
o    Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Предлагаем вашему вниманию сказку « Ёжик на прогулке» для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су-Джок.
СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик(зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать шарик и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик),катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам шарика). Спрятался ёжик под большой грибок(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика)и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Шарики Су-Джок можно использовать для автоматизации звукоков.

Автоматизация звуков.
Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука(ж)):
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же его взять?

Шарики Су-Джок можно применять для пальчиковой игры, а также для совершенствования навыков употребления предлогов, например:
На столе коробка. По инструкции взрослого ребенок кладет шарики соответственно:
-красный шарик - в коробку;
-синий - под коробку (на коробку, за коробку);
-зеленый - около коробки и т. д.
Затем наоборот - ребенок должен описать действие взрослого:
-достать шарик из коробки;
-спрятать под коробку и т. д.

Пальчиковая игра «Черепаха».
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают шарик между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(шарик  между большим  пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают  ритмично на шарик, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают шарик между ладоней).

7 комментариев:

  1. Спасибо заполезную информацию,очень интересно

    ОтветитьУдалить
  2. Подскажите, пожалуйста, где можно приобрести шарики Су-Джок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Массажеры Су-Джок продаются аптеках и отделах медтехники.

      Удалить
  3. Обязательно буду использовать в своей работе метод Су-джок терапии.

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо вам за интересную статью

    ОтветитьУдалить
  5. Занятие составлено верно.Оно развивает их внимание, речь.

    ОтветитьУдалить