четверг, 21 февраля 2013 г.

Семья и быт


                                                                  Семья и быт
ГоловачёваВ.М.,  воспитатель ГБОУ АО «Травинская СКШИ».
Цели  занятия:
1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.
2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению.
3.Продолжить формирование умений работать с первоисточником, формирование навыков работать с компьютером (представление собственных презентаций)
Задачи для учащихся:
1.Расширить знания о семье, как основном институте общества,
2.Научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала
                                                   Ход занятия:
Организационный момент
Изучение новой темы по плану:
1.Семья и её функции.
2.Брак и развод.3.Семья в современном обществе
4.Бытовые отношения
1.Семья и её функции.
1)Семья, что это такое? (ответы)
Семья- это объединение людей,  связанные между собой кровным родством, браком, и взаимной ответственностью.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов существования семьи:
Вступление брака                                 2.Начало деторождения        3.Рождение
Дата регистрации брака                       рождение первого                 последнего
                                                                    Ребёнка                                      ребёнка
Образование семьи                             4.Вступление в брак           5.Смерть одного из супругов
Где регистрируется брак?                  И выделение из семьи
                                                                  Последнего ребёнка            Прекращение существования семьи
                                                                              ЗАГС
По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные,  бездетные.
Наименование функции                                                Функции  семьи:
Воспитательная-  воспитание детей                            Биологическое воспроизводство населения
Хозяйственная (хозяйственно- бытовая)                    Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми
Экономическая                                                                престарелыми родителями
Социально-статусная                                                      Материальная поддержка несовершеннолетних                                                       
                                                                                              И нетрудоспособных членов семьи
                                                                                              Представление определённого социального     статуса члена семьи, воспроизводство социальной структуры общества.
Досуговая                                                                  Организация рационального досуга,               взаимообогащение интересов членов семьи.
2.Брак и развод.
Брак- это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязательности по отношению друг к другу и детям.
В настоящее время различаю три вида брака
Наименование видов                          Характеристика браков
Юридический брак                              Добровольный союз женщины и мужчины, заключённый с
 Гражданский брак                           соблюдением определённых правил, установленных законом
Церковный брак                                  Это длительное открытое совместное проживание мужчины и
                                                              женщины в не зарегистрированном на законных основаниях          
браке,  даже если они ведут совместное хозяйство и воспитываю общих детей.
Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулирует только нормами внутрицерковного права.
Практическая работа извлечение из Семейного кодекса РФ- Раздел 2 Заключение и прекращение брака (статьи 10-14)
Задание 1:  Определите позитивные условия вступления в брак.
Задание 2:  Определите негативные условия вступления в брак.
Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей.
Решение задач: «Права и обязанности родителей»
Задача 1:Гражданин Д. обратился в суд с иском, об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом  училище, материально обеспечена. Он же на своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного  возраста,  а зарабаток  в месяц составляет в среднем  5000 рублей. Основательны ли требования Д.?
Предполагаемый ответ:  Требования гражданина Д.не основательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Дочь же истца Д. – учащаяся ПТУ, и не находится на полном государственном обеспечении.
Задача №2:Гражданин Р. уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к уголовной ответственности. Когда дети выросли, а Р. Стал престарелым. То обратился в суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе ли суд отказать ему в заявлении?
Предполагаемый ответ: Вправе.  Согласно Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских прав, суд обязан отказать в иске о взыскании алиментов с детей.
И в первой и во второй задаче речь шла о разводе. Как вы думаете, почему люди разводятся?
3.Семья в современном обществе.
В современном обществе семья переживает качественные изменения. В старой традиционной семье роли супругов были четко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.
В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи,  как и муж. Она идет работать на производство, добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной деятельности. Женщина – руководитель, женщина – депутат.
Равноправие  мужчин и женщин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются совместно или по очереди, а так же женщина в семье берет на себя функции распоряжения финансами семьи.
В России 19 начала 20 веков распространены были 3-х поколенные семьи, где жили дети, их родители и родители родителей. Сегодня таких семей мало. Взрослые дети, создавая собственные семьи, предпочитают жить и вести хозяйство отдельно от родителей.
В многопоколенной семье старшее  поколение выполняло часть семейных обязанностей, например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. Поэтому в семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из причин, что семьи были многодетными.
Отделившиеся современные семьи  имеют 2-х или одного ребенка. (Идет снижение рождаемости.) получается так, что из -за стремления современных людей к карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени, а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением родителей и детей.
4. Бытовые отношения.
Работа со словарем. Что такое БЫТ?
БЫТ- это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.
Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена, старшая дочь)
Диалог после ужина:
-муж (отец) Спасибо за вкусный ужин.
-дочь мне тоже очень понравилось
-жена (мать)Я рада,  что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?
-муж: Точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.
-дочь:  Я тоже занята. Потому что мне надо приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень  много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и еще надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Мать:  Посуду мыть мне?
Отец:  Ты жена и мыть посуду –это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?
Дочь: Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность – это хорошая учеба в школе, чтобы успешно сдать экзамены.
Мать:  Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако,  я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.
Отец: Бездельников среди нас нет. Кристина учиться в школе, я и  ты работаем на производстве,
Обсуждение детьми:
Задания и вопросы:1.Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел.) жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учебой).
3.Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? (приготовление обеда или ужина, уборка квартиры, наведение порядка во дворе и т. д, то что посильно физическому развитию ребенка. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.
4.Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе. (А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учебой.
Надо: организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве. Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр ,экскурсии в музеи и выставочные залы и просто освобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи.)
Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей? (современная бытовая техника, пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье, химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовление пищи.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров: театров, кино, выставок, а так же повышение профессионального уровня.
Введем еще одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.
КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства.
(просмотр фотографий, на которых дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) приятно находится в таких помещениях.
Просмотр фотографий из газеты, где запечатлены надписи на заборах и подъездах.
Воспитатель:Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живешь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки.

7 комментариев:

  1. Считаю занятие интересным,насыщенным с использованием инновационных технологий( собственных презентаций), соблюдены принципы коррекционной направленности, прослеживается дозированность,продуктивность информации, занятие дает детям активизировать свои знания в сфере семьи и быта.

    ОтветитьУдалить
  2. занятие способствует развитию конструктивного разрешения семейных конфликтов,подчеркивает значение гармоничных отношений в браке раскрывая воспитательную и хозяйственно-бытовую функцию семьи.Необходимо отметить актуальность данной проблемы среди воспитанников интернатного типа.

    ОтветитьУдалить
  3. Занятие интересное, содержательное, четко поставлены и соблюдены все цели. Занятие знакомит с функциями семьи и особенности их реализации в современном обществе. Желаю дальнейших творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте Валентина Муратовна! Мне очень понравилось ваше занятие! Оно содержательное с интересными заданиями.Занятие дает детям активизировать свои знания в сфере семьи и быта, раскрывая воспитательную и хозяйственно-бытовую функцию семьи. Желаю Вам дальнейшего развития, творческого потенциала, и актуализации стремлений к их реализации.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте! Отличное воспитательное занятие. Считаю что перед воспитателем стояли четкие цели, которые она достигла с помощью интересных заданий. Занятие соответствовало возрасту воспитанников. Занятие насыщенное, содержательное, беру себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
  6. Занятие широко освещает аспекты семейной жизни ,давая информацию о быте выпускникам. Готовили к самостоятельной жизни ,быть уверенными в будущем,к реальным проблемам,тем самым дали психологическую поддержку.

    ОтветитьУдалить
  7. Занятие закрепило у воспитанников представление о семье, бытовых отношениях ,о подготовке их к самостоятельному выбору в жизни ,что акктуально для воспитанников Спасибо Берём на заметку.

    ОтветитьУдалить