четверг, 21 февраля 2013 г.

Занятие на тему: «Рассерженные шарики».


Занятие на тему: «Рассерженные шарики».                 
Бальсанова А.М., воспитатель ГБОУ  АО «Травинская СКШИ VIII вид
Цели:
- помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;
- активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почувствовать, «услышать», лучше осознать их природу и смысл;
- показать и научить детей безопасным способам выражения чувства гнева и раздражения;
- содействовать осознанию своей агрессии, правильному реагированию на неё;
- закрепить полученные знания и навыки в повседневной жизни ребёнка;
- коррекция эмоционально - волевой сферы на основе психотехнических упражнений;
- развитие процесса мышления на основе аналитика – синтетической деятельности.
 -  Воспитывать понятие о правильном поведении в агрессивном состоянии.
Оборудование, наглядность: Воздушные шары разных цветов и размеров, нитки, скотч, ножницы, цветная бумага, скрученные в рулон листы бумаги.
Плакат:
«Агрессия – это физическое или словесное поведение, направленное на причинении вреда».
Таблицы с опасными способами выражения агрессии.
Таблицы с упражнениями для снятия агрессии.
Музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, дудочка. Сундучок.
Ход: (включить фрагмент из мультфильма «Леопольд»).
Вопрос: Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на занятии?
Ребята, что же является причиной драки?
Вы правы, ребята. Драки являются следствием агрессии человека. Агрессия - это физическое или словесное, направление на причинение вреда.
Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинении вреда другому человеку.
Возьмите в руки шарик.
Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нём воздух – чувство раздражения.
Скажите, что может случиться, когда чувство гнева и раздражения переполняют человека?
А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
Ребята, а теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался.
Что случилось с шариком?
Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным?
Почему?
Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? ( Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ним.)
Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой – либо агрессивный поступок.
Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
Давайте надуем шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке.
Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувство раздражения и гнева.
А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.
Вы заметили, что шарик уменьшился.
Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?
Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?
Остался ли шарик целым?
Напугал ли он кого – либо?
Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то никому не причиняем вреда?
Наша доска разделена на 2 части.
Первая половина доски красного цвета, а красный цвет опасности.
На эту половину доски вы будете прикреплять выбранные вами таблички с опасными способами выражения агрессии, которые выполнять опасно, которые не смогут снять с человека накопившуюся в нём агрессию.
А на 2-ой половине доски таблички, где написаны разные упражнения, которые можно выполнять, чтобы снять агрессию.
( Дети читают и прикрепляют.)
Давайте по чуть – чуть выпускать воздух из шарика и перечислять упражнения, помогающие снять агрессию.
Ребята, гнев, раздражение, если их безопасно выражать, могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика.

Сегодня мы с вами учимся справляться и отражать агрессию и гнев.
А сейчас давайте разделимся на пары, возьмём в руки воздушные шары и построимся друг напротив друга.
По моей команде сначала один из вас становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать.
Ребята, трудней было нападать или отражать нападение?
Вам было дано задание: создать из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа ( змея, монстра, людоеда, приведения, мумии), подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер, место жительства, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.
Ребята, расходитесь по группам, возьмите каждый по 4 шарика и приступайте к работе. (Практическая работа.)
Сейчас вам необходимо объединиться и отправиться на экскурсию в музей монстров.
(Участник из каждой группы рассказывает о своём чудовище под музыкальное сопровождение.)
А сейчас обменяйтесь чудовищами, чтобы сразиться с ними.
Ваша задача – используя бумажные мечи, по моему сигналу, справиться с монстром как можно быстрее, все шары должны лопнуть. (Слежу за соблюдением правил.)
А сейчас давайте встанем в общий круг.
Что вы сейчас чувствуете?
Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живёт монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если « внутренний монстр» победит вас, а не вы его?
Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа:
 - если в нём просыпается злость, агрессия, готовая проглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (Пожелания детей.)
Ребята, давайте встанем в общий круг.
Желающие возьмите в руки колокольчик, барабан, дудочку.
( Дети с инструментами стоят в разных частях круга.)
По моей команде перебрасываем воздушные шары в непроизвольном порядке. Задача детей с музыкальными инструментами – внимательно следить за шарами, чтобы каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождалось звуком его инструмента.
(Играя, мы с вами развивали умение отвести агрессию.)
А теперь, когда мы с вами знаем, как справиться с агрессией и гневом, я хочу предложить вам поиграть в игру.
Для этого необходимо взять себе шар, встать вкруг и развернуться «в затылок» друг другу. Шары помещаем между собой так, чтобы они держались без рук.
По сигналу начинаем движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удержать шары. Помогать руками нельзя. (Под весёлую музыку дети играют.)
Итог: Чему мы с вами сегодня учились на занятии? (Справляться с агрессией и гневом, отражать агрессию.) Может вы сегодня сделали для себя какой – либо вывод? Агрессия приносит вред человеку. Очень важно безопасно снимать агрессию.
Ребята, давайте снимем с доски таблички с опасными способами выражения агрессии, спрячем в сундучок и закроем его на ключ.

5 комментариев:

  1. Считаю занятие насыщенным коррекционными приемами, четко поставлены цели воспитателем, соблюдены основные принципы коррекционной направленности, прослеживается дозированность, продуктивность информации,занятие дает возможность детям активизировать себя через сенсорное восприятие.

    ОтветитьУдалить
  2. занятие насыщено визуальными средствами общения с целью создания и поддержки психологического контакта,регуляции процесса общения; ощутимы новые смысловые оттенки словесному тексту,характерно скоординированная невербальная коммуникация,что способствует социализации и гармонизации личностной структуры воспитанников.

    ОтветитьУдалить
  3. считаю занятие насыщенным цели чётко поставлены воспитателем, основные принципы коррекционной напиравленности соблюдены .раскрыты безопастные способы выражения чувства гнева и раздражения, что способствует осознанию своей агрессии и правильному реагированию.

    ОтветитьУдалить
  4. занятие раскрывает формы и приёмы поведение в состояние агрессии как выйти из подобных ситуаций. При этом использовано хорошо подобранный материал несущий коррекционную направленность.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересный способ использования воздушных шаров на занятии с детьми с отклоняющимися формами поведения. Воспитатель активизировал сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, "услышать", лучше осознать природу, смысл гнева и агрессивного состояния, а так же показал и научил детей безопасным способом их выражения. Спасибо за занятие.

    ОтветитьУдалить