среда, 29 апреля 2015 г.

Экологическая конференция

                                      Внеклассное занятие

«Экологическая конференция: Мы – друзья природы»

для учащихся 4, 5, 10 классов.

Иргазиева Надежда Николаевна, учитель по формированию произношения и развитию слухового восприятия ГБОУ АО «СКОШИ I-II вида»;

 Слободянюк Любовь Анатольевна, учитель по формированию произношения и развитию слухового восприятия ГБОУ АО «СКОШИ I-II вида».

Цель: Прививать школьникам бережное отношение к природе.
         Задачи:
Образовательные:
·         Углублять и совершенствовать знания детей о сложившейся экологической ситуации в мире;
·         Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
·         Формировать у детей чувство ответственности за природу, преодолеть потребительское отношение к природе, экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации;
·         Развивать интерес к изучению природы, животного и растительного мира у школьников, к глобальным экологическим проблемам.
Коррекционные:
·        Исправлять речь учащихся, развивать слуховое внимание, слуховую память.

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, мультимедийное оборудование (экран, проектор, «Луч»), фонограмма песни «Просьба», фонограмма «Звуки леса», 2 галстука триколор для ведущих,  галстуки 4 цветов для детей-участников (синий цвет – отдел охраны воды, голубой – отдел охраны воздуха, желтый - отдел охраны животных, зеленый – отдел охраны растений), 4 плаката на тему экология, бутылки с питьевой негазированной водой, одноразовые стаканчики, бейджи для корреспондентов, таблички с названиями отделов, кафедра, название конференции. 

                                                         Ход занятия:
Под фонограмму песни «Просьба» показ презентации на тему «Экологическая катастрофа». Название конференции на экране. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, участники экологической конференции на тему «Мы – друзья природы». Девиз конференции « Земля – наш общий дом, а дом надо беречь и охранять!»  К сожалению, в наше время люди загрязняют окружающую природу: воздух, воду, почву. И наша с вами задача – это предотвратить.

Ведущий 2: Именно такие проблемы мы обозначим в рамках нашей конференции. Человек – часть природы, но современные люди все чаще стали забывать об этом! Сегодня мы все собрались здесь, чтобы обсудить ту катастрофическую ситуацию, в которой оказалась наша планета и найти оптимальные, по вашему мнению, пути выхода из нее.

 Ведущий 1: Поскольку тема нашей конференции напрямую связана с природой, то провести ее мы решили в лесу – на экологически чистой полянке.
(Фонограмма – «Звуки леса»).
Представляем участников:
№ 1 – отдел охраны воды (перечисление Ф.И. детей);
№ 2 – отдел охраны воздуха (перечисление Ф.И. детей);
№ 3 – отдел охраны растений (перечисление Ф.И. детей);
№ 4 – отдел охраны животных (перечисление Ф.И. детей).

Ведущий 1: Слово предоставляется Отделу охраны воды.
Корреспондент (ребенок) представляет презентацию.
Ведущий 1: Слово предоставляется докладчику по данной проблеме. Ребенок-докладчик: Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но вода в океанах и морях соленая. А ведь людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но ее остается все меньше и меньше. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья. С 1992 года проводятся мероприятия связанные с охраной и развитием водных ресурсов. Ежегодно 22 марта отмечается как Всемирный День воды.
Ведущий 1: Есть вопросы к докладчику?
Ребенок: Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Ребенок-докладчик отвечает: Во-первых, экономно ее расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения.
2 Детей представляют защиту плаката: Мы изобразили на данном плакате бедственное положение наших рек и озер. Вы видите результат, когда люди при строительстве плотин, заводов распахивают землю до самого берега, уничтожают кустарники и леса, что приводит к загрязнению наших рек. А еще ядохимикаты с полей, мытье автомобилей на берегу, канализационные стоки, мусорные свалки тоже приводят к загрязнению рек и озер. Рыбы просят нас о помощи! Так давайте же беречь водные ресурсы и их обитателей.
Ведущий 2: Слово предоставляется отделу охраны воздуха.
Корреспондент (ребенок) представляет презентацию.
Ведущий 2: Слово предоставляется докладчику по данной проблеме. Ребенок-докладчик: Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших города, он загрязнен. Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ. В наше время немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают все эти вредные вещества. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. Но все эти меры проводятся в недостаточной степени. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Ведущий 2: Есть вопросы к докладчику?
Ребенок: Какими способами происходит загрязнение атмосферного воздуха?
Ребенок-докладчик отвечает: Мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и отравляют наш воздух выхлопными газами. Еще есть заводы и фабрики, которые загрязняют нашу воду и почву, выбрасывая тонны отходов. Вот как это происходит.
2 Детей представляют защиту плаката: На данном плакате наша группа представила проблему загрязнения воздуха в больших городах. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Вот как это происходит, вы можете увидеть на нашем плакате.Мы призываем вас, друзья, прилагать все усилия для охраны воздуха.

Ведущий 2: В нашей работе объявляется перерыв. Так как играть приятнее на свежем воздухе, поиграем в игру «Ручеек». Под фонограмму звуков леса участники садятся, пьют родниковую воду, отдыхают.
                                          ИГРА «РУЧЕЁК»

Ведущий 1: Слово предоставляется Отделу охраны растений.
Корреспондент (ребенок) представляет презентацию.
Ведущий 1: Слово предоставляется докладчику по данной проблеме.
Ребенок-докладчик: Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища. К сожалению, непродуманная деятельность людей изменяет условия жизни растений. Например, на месте леса люди строят заводы или дома. Много растений при этом погибает. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас. Во всем мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых – опылителей, птиц.
Ведущий 1: Есть вопросы к докладчику?
Ребенок: Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много?
Ребенок-докладчик отвечает: Не рвать и не топтать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
2 Детей представляют защиту плаката: Леса и различные растения являются одними из главных «поставщиков» кислорода на планете. Но леса постепенно, к  сожалению, исчезают! Лес – местообитание диких животных, защита воздуха, почвы и воды, место отдыха для человека. Наш плакат призывает к разумному использованию лесных богатств: лекарственных растений, ягод, грибов. Бывая на природе, соблюдайте определенные правила: не рвите цветы, не разжигайте костры, не разоряйте гнезда птиц, не рубите деревья, не оставляйте мусор в лесу. Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Ведущий 2: Слово предоставляется Отделу охраны животных.
Корреспондент (ребенок) представляет презентацию.
Ведущий 2: Слово предоставляется докладчику по данной проблеме.
Ребенок-докладчик: Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные  и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Однако, вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Браконьеры истребляют в неограниченном количестве животных, которые или навсегда исчезают, или становятся редкими. Под особой охраной некоторые животные находятся в заповедниках, национальных парках. Помогают охране животных и зоопарки. Наша обязанность – спасти этих животных, чтобы они не попали в Красную книгу. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут.
Ведущий 2: Есть вопросы к докладчику?
Ребенок: Назовите некоторых животных, занесенных в Красную книгу?
Ребенок-докладчик отвечает: В Красную книгу занесены такие животные как: морж, тигр, орел, беркут, лось, бобер, соболь и другие.
2 Детей представляют защиту плаката: С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. В 1948 году был создан мировой список животных и растений, и ученые решили назвать этот список Красной книгой. Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. На этом плакате охотник прицелился в медведя, который умоляет  не убивать его. Ведь жизнь животных зависит от человека, от его поведения в природе. Берегите животных!
Ведущий 1: Итак, все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Живем в одном и том же мире. Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь его, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся обстановку к лучшему? Наверное, стоит сначала начать с себя! Я предлагаю всем командам на листе бумаги склеить рисунки, демонстрирующие призыв к охране и бережному отношению к природе. Каждый отдел получит задание, выполнив которое мы оформим экогазету. Нужно правильно сложить картинку, наклеить ее на лист бумаги. Работать нужно аккуратно и быстро
(команды выполняют групповую работу, листы с текстами и рисунками приклеивают на ватман, получается экогазета). Фонограмма «Звуки леса».



Ведущий 2: Подводим итоги по экогазете. Представители всех отделов зачитывают получившееся высказывание. Заключительное слово предоставляется всем участникам конференции.
Ребенок 1: Мы любим лес в любое время года.
                    Мы слышим речек медленную речь…
                    Все это называется природа,
                    Давайте же всегда ее беречь.  
Ребенок 2: Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
                      Дрожит в окне вечерняя звезда…
                      Природой называется все это,
                      Давайте же любить ее всегда.
Ребенок 3: Летят, звеня   дождинки с небосвода,
                    Клубится на заре тумана дым…
                    Все это называется природа,
                    Давайте же сердца ей отдадим.
Ребенок 4: В лугах ромашки солнечного света,
                    Такие, что светлей на свете жить…
                     Природой называется все это,
                     Давайте же с природою дружить.

Работа конференции завершается Гимном о жизни на Земле (Ведущие и все участники выходят к доске и поют):
Пусть всегда будут звери,                       Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будут реки,                        Пусть всегда будет небо,
И грибов будет много,                             Воздух чистым пусть будет,
И цветы пусть растут.                              Пусть всегда будем мы.
 Ведущий 1: Сегодня мы затронули очень важную тему: тему экологической ситуации в мире. Мы убедились, что не только взрослые, но и подрастающее поколение способно приложить усилия на улучшение состояния окружающей среды.   Каждый человек на протяжении своей жизни должен принимать участие в защите и охране нашей необъятной планеты – Земля!

Ведущий 2: Мы хотим сказать спасибо всем участникам конференции. В заключении я прочитаю вам небольшое стихотворение Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!



16 комментариев:

  1. Очень интересно организована конференция! Тема актуальна.

    ОтветитьУдалить
  2. Форма занятия очень интересна. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Необычное занятие: такой ребенок слышит даже шёпотную речь!

    ОтветитьУдалить
  4. Альфия Мусаева4 мая 2015 г. в 11:47

    Нужное занятие. Какой содержательный речевой материал! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Нина Ченчик5 мая 2015 г. в 10:24

    Замечательное,интересное и очень актуальное занятие,на котором дети чувствовали свою ответственность за сохранение родной природы и ее ресурсов.

    ОтветитьУдалить
  6. Нина Ченчик5 мая 2015 г. в 10:27

    Замечательное,интересное и очень актуальное занятие,на котором дети чувствовали свою ответственность за сохранение родной природы и ее ресурсов.

    ОтветитьУдалить
  7. Данное занятие близко учащимся по жизненному опыту, отражает события и явления окружающей жизни, отвечает требованиям Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида и интересам детей. Большое внимание уделено работе над диалогами, сообщениями, темы которых социально-значимые и помогают детям со сложной структурой дефекта ориентироваться в современных социокультурных условиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за подробный комментарий!

      Удалить
    2. Спасибо большое за подробный комментарий!

      Удалить
  8. Спасибо за занятия, есть, что взять на заметку.

    ОтветитьУдалить